Увеличение количества пожилых граждан

Более того, увеличение количества пожилых граждан связано с потенциальными экономическими и социальными проблемами. Если число стариков увеличивается, то по определению количество молодых людей уменьшается.Это ведет к тому, что количество работающих и соответственно налогооблагаемых (налог на доходы, государственное страхование и т. д.) граждан уменьшается. Однако эти налоги формируют основу финансирования таких схем социального обеспечения, как государственные пенсии и (в большинстве стран) государственное здравоохранение.
В то же время именно пожилые люди, получающие пенсии, наряду с детьми являются основными потребителями услуг государственного здравоох-ранения. Таким образом, «седое смещение» создает повышение спроса на услуги, которые в основном финансируются уменьшающимися трудовыми ресурсами. Показатель этого процесса — коэффициент зависимости пожилого населения, демонстрирующий отношение числа людей пенсионного возраста к числу людей трудоспособного возраста. Сейчас этот показатель равен примерно 1/5 для большинства развитых обществ, но ожидается, что к 2040 г. он достигнет 1/3.
Если говорить о Соединенном Королевстве, то текущий показатель составляет около 37% и, как ожидается, достигнет примерно 50% к 2050 г (OECD, 2004). Это пример демографической бомбы замедленного действия — большой и потенциально катастрофический финансовый груз для экономики стран на ближайшие десятилетия, созданный «седеющим населением». Правительства, конечно, знают об этом. Например, в Великобритании отодвигают границу пенсионного возраста (для женщин после 2010 г. он будет увеличен до 65 лет) и психологически готовят к старости посредством различных финансовых схем. Это также должно было означать, что в связи с увеличением предполагаемой продолжительности жизни доля времени, когда человек не работает, должна оставаться сопоставимой с показателями предшествующих поколений.
Кроме того, правительства многих индустриально развитых стран прилагают усилия, чтобы поощрять и даже принуждать людей не выходить на раннюю пенсию. Почти во всех таких странах (примечательное исключение — Исландия) почти 70% населения в возрасте 50-64 лет продолжают работать дольше, чем предполагалось (OECD, 2004). Параллельно с этим правительства разрабатывают индивидуальные схемы повышения пенсионных накоплений, чтобы компенсировать маленькую пенсию, выплачиваемую государством.
К сожалению, в настоящее время индивидуальные программы увеличения пенсионного обеспечения столкнулись с кризисом (сейчас это выражение употребляется по существу, а не как журналистское преувеличение). Непредсказуемость поведения фондовых рынков в последнее время означает, что главный источник финансирования пенсионных схем не стабилен и не надежен. Те, кто выходят на пенсию, зачастую получают более низкую надбавку, чем надеялись (или не получают вовсе никакой надбавки, если негосударственные пенсионные фонды лопались), а те, кто работают, вынуждены выплачивать более крупные взносы, чтобы при выходе на пенсию получить достойное пенсионное обеспечение.