Старость, как вынужденный отдых

Возможно, более полезно оценивать деятельность человека на основе шкалы измерений, не учитывающей возраст (например, максимальная длина перечня чисел, которые человек способен запомнить, наибольшая высота звука, различаемая слухом, и т. п.), но это, по сути, лишь пропаганда оценки людей на основе баллов, набранных ими при тестировании. Это уточнение позволяет утверждать, что всякий, кто преодолевает установленную планку, может считаться соответствующим конкретному функциональному возрасту в данном умении (например, в запоминании более длинного перечня чисел, чем тестовый).Другим распространенным критерием является социальный возраст. Этот термин демонстрирует, какого поведения ожидает общество от человека в определенном биологическом возрасте. В некоторых современных обществах, а также в большинстве исторических долгая жизнь рассматривается (и рассматривалась) как награда за добродетельное поведение (Minois, 1989; Thane, 2000). Два из наиболее распространенных поверьев, появившихся на основе этого понятия, были квалифицированы как допотопный и северный мифы о старении — убеждения, что в древние времена или в очень удаленных землях соответственно существовал/существует добродетельный народ, живущий невероятно долго.
В современном развитом обществе приняли другую точку зрения. Старость рассматривается не как награда, а как вынужденный отдых. Таким образом, западные культуры ожидают от тех, кому за 60, степенного поведения, спокойной жизни, и неудивительно, что начало этого периода часто определяет уход на пенсию или в отставку. Следовательно, биологическим возрастом, в котором начинается «старость», зачастую называют промежуток между 60 и 65 годами (хотя в некоторых обществах эта цифра может колебаться от 50 до 70; см. Decker, 1980).
Большинство геронтологов (специалисты, изучающие процесс старения) также склоняются к цифрам 60-65 для обозначения начала старости или порогового возраста (например, Bromley, 1988; Decker, 1980; Kermis, 1983; Rebok, 1987; Ward, 1984). Ho причина этого не только в стремлении соответствовать западноевропейским стереотипам, а также и в том, что примерно в пороговом возрасте многие психологические и физические изменения имеют тенденцию обнаруживать себя, как мы это увидим далее. В этой книге пороговый возраст выбирается свободно в промежутке между 60 и 65 годами. Это эмпирическое определение сознательно сделано нечетким; посему повторим уже сделанные выше предупреждения.
1.Не существует одного определенного момента во времени, когда человек становится старым.
2.В любом случае биологический возраст является произвольным и не очень точным критерием, так что использование одной цифры для определения порогового возраста придавало бы ему обманчиво объективный статус.