Гримаса эволюции

Три вышеупомянутые теории предлагают три объяснения старения на основе эволюционной теории. Несмотря на очевидные различия, их роднит опора на эволюцию и общее предположение о том, что до того, как общество достигло высокой стадии развития, мало кто доживал до старости.Вероятно, все три теории могли бы оказаться правильными при различных сценариях. Если признать правильность этих теорий, то получается, что жизнь в пожилом возрасте не «запланиро-вана» естественным отбором в таком же масштабе, как в более молодом возрасте. Другими словами, когда речь идет о человеке зрелого возраста, не трудно доказать, что определенные перемены в его поведении или работе организма предопределены.
Морщинистая кожа, более хрупкие кости, уменьшение объема памяти или снижение скорости реакций, возможно, никогда не являлись предопределенными, — они появились потому, что эволюция не позаботилась о том, чтобы их предотвратить (теория накопления мутаций), потому, что они представляют собой оборотную сторону процессов, которые дают преимущество в более молодом возрасте (теория антагонистической плейотропии), или потому, что в молодом возрасте жизнь концентрировалась на репродукции (теория использованных соматических клеток). Большинство особей в естественной среде умирают до того, как эти черты проявятся (Zwaan, 1999).
Эта гримаса эволюции является и проклятием, и привилегией современной жизни. Хайфлик (Hayflick, 1994) проводит хорошую аналогию, сравнивая течение жизни, в терминах эволюции, со спутником, отправленным с целью осмотра далекой планеты. Как только спутник выполнил миссию и отправил на Землю фотоснимки планеты, он уносится дальше в космическое пространство, продолжая посылать сигналы, пока в конце концов несчастный случай или просто разрушение не остановят его деятельность. То же самое случается с людьми: как только они выполнили свою миссию, произведя на свет жизнеспособное потомство, они продолжают жить, пока несчастный случай или болезнь не убьют их. Тем не менее жизнь спутника после того, как он послал фотографии цели, или жизнь человека после того, как он произвел потомство, случайны.
Система создается достаточно избыточной, для того чтобы обеспечить выполнение миссии и не прекратить на этом свою жизнедеятельность. Мы рассматриваем этот дополнительный период жизни, предоставляемый избыточностью системы, как «естественную» часть жизни, но фактически, по эволюционным понятиям, это неожиданный подарок, а не право.
Однако в другом смысле аргумент, согласно которому старость «побеждает» эволюцию, является некорректным: то, что якобы очевидно, на самом деле доказывает то, что социум думает о старости. А именно, что это период жизни, в течение которого, по меркам эволюции, смысла в выживании особей немного, и поэтому они накапливают в себе все признаки разрушения, которые поражают тех, кто «не сумел» умереть, с успехом передав свои гены.