Другие области мозга

Некоторые другие области мозга остаются относительно неповрежденными. Между тем отметим, что Миллер и О’Каллагэн (Miller, О Callaghan, 2003) высказали предположение о том, что в некоторых областях мозга гибель клеток может быть не столь масштабной, как предполагали ранее, и отметили, что изменение функций может иметь место, например, из-за изменения нейропроводимости.Важно отметить, что предметом дискуссии о клеточных изменениях является процесс гибели как таковой. Хотя катастрофическое уменьшение клеток иногда связано с расстройством психической деятельности, о чем свидетельствует деменция, нельзя точно установить такую взаимосвязь при отсутствии этого заболевания у пожилого человека.
Во-первых, клеточная утрата сама по себе может не быть столь угрожающей, как кажется на первый взгляд. Большая гибель клеток происходит в раннем детстве, когда растущий мозг отвергает миллионы нейронов, не включенных в развивающиеся сети активных нейронов. Однако никто не проявляет внимания к данной утрате клеток и не считает, что она может привести к серьезному снижению интеллектуальной деятельности. Во-вторых, интеллект, по-видимому, может прео-долеть значительную утрату клеток.
Проблема того, как мозг хранит информацию, вызывает жаркие дебаты. Однако представляется наиболее близкой к истине версия, что информация распределена по сетям из тысяч нейронов (Stuart-Hamilton, 1999а). Утрата даже довольно большого числа нейронов не имеет значения, так как оставшиеся в сети нейроны содержат достаточно «структуры памяти» для эффек-тивного сохранения информации. Следовательно, нельзя предполагать, что гибель клеток может автоматически вызывать снижение интеллекта.
Частично эта проблема остается нерешенной из-за ограничений в технических возможностях измерений. Не последнее место занимает проблема того, что современные технологии не позволяют подсчитывать количество нервных клеток в мозге живых людей, это можно сделать только при вскрытии трупа. Существуют значительные методические проблемы, связанные с этим процессом.
Например, нельзя делать измерения у одного и того же человека в течение его жизни, так что оценки возрастных различий по количеству нейронов можно сделать только при сравнении людей, умерших в молодости и в старости.
Данные о том, что мозг умерших молодых людей имеет больше клеток, чем скончавшихся в преклонном возрасте, позволяют предположить как то, что у молодых с возрастом произошла бы утрата клеток, так и то, что данные пожилые люди, когда они были моложе, имели меньше нервных клеток в головном мозге (Woodruff-Рак, 1997). Пока не будут усовершенствованы средства измерения, этот вопрос останется спорным.