Старение как широко распространенное явление

Заключения, сделанные в исследованиях с использованием таких методов сканирования, почти единогласно отмечают, что возрастное уменьшение массы мозга и снижения обмена веществ в нем соотносится со снижением интеллекта и работы памяти (Albert and Stafford, 1988; Bakker et al., 1999; Deselaar et al., 2005; Metter, 1988; Woodruff-Pak, 1997).Старение как широко распространенное явление — характерная черта современного развитого общества, основы развития которой заключаются скорее в факторах внешнего характера (снижение уровня детской смертности, улучшение здравоохранения и образа жизни взрослых людей), чем в качественных изменениях самого процесса.
Не существует единого способа измерения старения — большинство геронтологов эмпирически выбирают возраст 60-65 лет как указание на начало «старости». Примерно в этом возрасте разрушения во многих соматических и психологических процессах (которые происходили на протяжении почти всей зрелой жизни) впервые становятся легкоразличимыми.
Существует множество выдвинутых причин физического изменения, которые могут быть сгруппированы под названиями «теории изнашивания» (части тела постепенно «изнашиваются» от использования) и «цитологические теории» (что клетки стареют при взаимодействии с токсинами, в том числе и с отработанными продуктами обмена веществ). Теория исчерпывания сомов объясняет, почему старение может быть с точки зрения эволюции разумной стратегией для генов особей. Определенно, старение и смерть от «старости» не являются регуляторами количества населения, как утверждали многие исследователи ранее.
Нейрофизиологически старение выражается в утрате клеток наряду с нарушением функционирования оставшихся клеток. Связанные с этим возрастные изменения имеют большее значение для сложных процессов, чем для элементарных. Общий результат старения — развитие дефицитарных процессов мозга (и следовательно, интеллекта). Изменения в сенсорике у пожилых людей могут быть настолько серьезными, что становятся помехой. При этом, даже если изменения незначительны, мозг имеет искаженный образ окружающего мира. Также страдает нервная система. Происходит гибель нейронов центральной нервной системы и нарушение функционирования оставшихся нейронов.
Следует подчеркнуть, что процессы социального, биологического и психологического старения не происходят независимо друг от друга. Как мы видели, изменения физического состояния организма (и головного мозга, в частности) могут влиять на психическую деятельность. Этот момент признается (по крайней мере, не вызывает возражений) многими исследователями, хотя объясняется не часто.
Интересная модель представлена Даннефером и Перлмуттером (Dannefer and Perlmutter, 1990), она объединяет понятия биологического, социального и психологического старения в единое целое. Авторы считают, что старение можно рас-сматривать с точки зрения «физического онтогенеза» (по существу, биологическое старение); «внешней среды» (процесс реакции на условия окружающего мира автоматически, т. е. бессознательно) и «когнитивных образований» (на уровне самой основной, сознательной обработки информации о себе и окружающем мире). Процесс старения формируется на основе слияния (и взаимодействия) этих трех факторов.