Различные подходы к оценке динамики интеллекта пожилых

Общепринятые понятия старости и интеллекта
Если попросить среднестатистического человека описать влияние старения на интеллект, он, как большинство людей, предположит, что типичный пожилой человек имеет больше знаний, но медленнее думает. Одним словом, старение обычно характеризуется увеличением мудрости за счет снижения интеллекта.Например, Берг и Штернберг (Berg and Sternberg, 1992) обнаружили, что когда участников эксперимента просят описать «очень умного человека» 30,50 и 70 лет соответствен-но, они чаще всего выделяли «способность принимать новое» у молодых людей и подчеркивали «компетентность» пожилых.
Это отражает мнение о том, что молодые люди и люди среднего возраста более склонны ассоциировать «мудрость» со старостью, нежели пожилые люди (Clayton and Birren, 1980).
Проблема в изучении мнения состоит в том, что иногда довольно сложно определить, все ли люди используют одну и ту же модель при создании предположений (например, «очень умный» пожилой человек — это то, во что должен превратиться гипотетический «очень умный» молодой человек?). Вероятно, более глубокое проникновение в суть общепринятых понятий старения и интеллекта нужно взять из произведений искусства.
Например, художники и скульпторы формировали у людей представление о том, что изображение здорового пожилого человека с задумчивым взглядом автоматически становится олицетворением мудрости, мирской или духовной. И человеку, воспитанному в традициях западной культуры, сложно представить себе философа, святого или даже Бога иначе, чем в образе пожилого человека (часто с длинной белой бородой). Парадоксально, но в то же время пожилые люди изображаются ригидными и косными.
Старые люди с трясущимися руками и за-туманенным разумом были мишенью насмешек от Чосера до телевизионной комедии положений. Известное изречение Догбери в пьесе «Много шума из ничего», «старость на порог, разум — вон» выражает основную тему юмора, направленного против стариков, на протяжении многих веков. Это противоречивое положение вещей четко изложено в парадоксе старения Девея, который говорит, что «мы находимся в неприятном и нелогичном положении восхваления зрелости и пренебрежения старостью» (Dewey, 1939, p. iv).
Тем не менее бытующее мнение не обязательно синонимично научному факту. Существуют ли доказательства того, что различные аспекты умственных способностей сохраняются по-разному?