Кристаллизованный и подвижный интеллект

Когда психологи начали обсуждать эту проблему в начале XX в., интеллект рассматривался в основном как единое целое. Другими словами, не важно, какое интеллектуальное задание дается: вербальное, счетное или зрительно-пространственное (т. е. с формами и фигурами), — один и тот же фактор диктует поведение человека.Он был назван «g-фактор» (general intelligence — общий интеллект) одним из создателей тестирования интеллекта Чарльзом Спирманом. Термин «g-фактор», или «g-фактор Спирмана», употребляется до сих пор, хотя сейчас он используется более свободно для описания общего интеллекта или результатов набора интеллектуальных тестов, которые оценивают все интеллектуальное разнообразие.
А что это такое — пока открытый вопрос (см. Deary, 2001; Eysenck and Kamin, 1981; Kail and Pelligrino, 1985; Rebok, 1987). Однако наиболее распространенная теория — иерархический подход (Cattell, 1971), суть которого в том, что все интеллектуальное разнообразие включает общий интеллект и парциальный в зависимости от решаемой задачи. Кеттелл (Cattell, 1971) и Хорн (Нот, 1978) выделили два парциальных типа таких специфичных способностей, назвав их «кристаллизованный интеллект» и «подвижный интеллект».
Кристаллизованный интеллект оценивает количество знания, которое приобретает человек в течение своей жизни. Обычно он оценивается простыми прямыми вопросами, такими которые задаются человеку, чтобы определить значение непонятных слов (например, «что означает слово «карцер»?») или чтобы ответить на вопросы «общей осведомленности» (например, «что такое «апокрифы»?»).
Человека можно также попросить решить задачи, основанные на понимании. Задачи могут быть практическими (например, «что вы делаете, если пораните палец?») или этические (например, «почему мы должны платить налоги?»). На такие вопросы можно ответить правильно, только если человек уже имеет в голове необходимую информацию и может вспомнить ее. Нельзя дать определение слов или продемонстрировать знание о липком пластыре, антисептиках, структуре налогообложения или финансовой политике экспромтом.
С другой стороны, тесты на подвижный интеллект опираются на приобретенное знание в меньшей степени и оценивают то, что можно определить как способность решать задачи, решения которых нельзя извлечь из полученного образования или практики. Другими словами, это способность человека решать непривычные проблемы. Наиболее часто используемый метод — попросить человека определить правило, по которому построен ряд объектов (словесных, цифровых или визуально-пространственных) и затем назвать следующий объект ряда:
ACFJ?
или выделить лишний объект:
245 605 264 722
Обычно тесты на подвижный интеллект имеют ограничение во времени, выделенном на их решение, так что человек, если он хочет успешно их пройти, должен быть не только точным, но и оперативным.