Возрастные изменения общего интеллекта

Существует также оценка общего интеллекта, называемая (что неудивительно) g-фактор, которая по схеме Хорна и Кэттелла является совокупностью оценки кристаллизованного и подвижного интеллекта. В следующем разделе мы рассмотрим, как эта оценка изменяется (если это происходит) с возрастом.Возрастные изменения общего интеллекта (д-факгор)
Ранние исследования (около 1900-1930 гг.) влияния старения на интеллект вызывали уныние у любого человека старше 30 лет. Типичным открытием была классическая кривая старения — результат теста на интеллект достигал максимального значения в начале зрелости, после чего примерно в возрасте 30 лет начинал неизменное нисходящее движение, хотя вербальные характеристики обычно оставались незатронутыми (Rebok, 1987; Thompson, 1997). Однако это открытие основывалось на недостатках используемых методик (хотя следует справедливо отметить, что некоторые ранние исследователи сознавали возможные проблемы; см. Thompson, 1997).
Основным недостатком было чересчур большое доверие методу поперечных срезов. Это эксперименты, в которых тестировались и сравни-вались несколько возрастных групп одновременно. Тем не менее, если исследователь получал расхождение в результатах, он (она) не мог быть уверен, насколько это расхождение вызвано возрастом, а насколько является следствием различного образовательного и социально-экономического опыта. Последние сто лет наблюдалось значительное улучшение в системе здравоохранения и стандартах жизни. Следовательно, молодые люди могут превосходить пожилых не потому, что они моложе, а потому, что они более здоровы, больше (и лучше?) образованы и росли в мире с более богатым культурным опытом. Расхождение, вызванное скорее различиями поколений в опыте и воспитании, нежели старением самим по себе, называется эффектом когорты.
Существует несколько способов компенсировать эффект когорты. Во-первых, можно попытаться подобрать возрастные группы с одинаковым уровнем образования, одного социально-экономического слоя и т. д.; другими словами, попытаться обеспечить ситуацию, когда единственным различием между людьми будет их возраст. Это достаточно проблематично, поскольку практически невозможно собрать большое число людей в соответствии с этим условием, а для многих видов анализа большое число участников является обязательным. Кроме того, существует несколько факторов, которые нельзя согласовать, такие как различный исторический и культурный опыт.
Схожий метод — сравнить молодых и пожилых людей, а затем статистически согласовывать их результаты, чтобы объяснить различия между группами, которые могут быть проверены. Этот метод лучше всего проиллюстрировать примером.