Лонгитюдные исследования

Существуют значительные преимущества у второго метода над первым. Наиболее важным является то, что она избегает проблемы эффектов когорты, о которых мы говорили ранее. Если возрастные различия обнаружены при лонгитюдном исследовании, это не может быть вызвано различиями в уровне образования между молодыми и пожилыми людьми, поскольку обе группы составлены из одних и тех же людей.В этих обстоятельствах возрастные различия могут быть следствием только того, что люди стали старше. Когда были получены результаты по лонгитюдным исследованиям, обнаружилось, что g-фактор сохраняется у человека по крайней мере до среднего возраста, а обычно и намного дольше (например, Bayley, 1968; Owens, 1959; Purdue, 1966; Schaie and Hertzog, 1986). Следовательно, большую часть предполагаемых возрастных раз-личий в ранних исследованиях фактически можно приписать эффектам когорты.
Однако лонгитюдные исследования также имеют свои проблемы. Во-первых, существует негативная возможность того, что лонгитюдное исследование может давать информацию только об отдельной группе людей, которая изучается (например, исследование группы людей, родившихся в 1920 г., в течение их жизни может иметь схему изменений, отличную от схемы людей, родившихся в 1940 г.).
Другими словами, избавившись от одной формы эффекта когорты, мы сразу же столкнулись с той же проблемой, но в ином варианте. Вторая проблема продиктована тем фактом, что многие испытуемые выбыли из лонгитюдного исследования. В некоторых случаях это произошло потому, что они переехали в достаточно удаленные места и исследователи не могли позволить себе расходы на путешествия. Более серьезным препятствием является то, что многие испытуемые прекращают участие по причине того, что большинство из них рассматривают эксперимент как соревнование, как ни пытаются экспериментаторы доказать обратное.
Поэтому если участник чувствует, что его (ее) умственные способности ухудшаются, он (она) уже не хочет тестироваться повторно. Это означает, что в ходе лонгитюдного исследования «плохие» участники выбывают, оставляя в эксперименте «хорошо сохранившихся» (эффект отсева). Например, Ригель и Ригель (Riegel and Riegel, 1972) демонстрируют, что люди, которые отказались участвовать в повторном тестировании лонгитюдного исследования, имеют более низкие результаты тестов, чем те, которые остались, на это же указывали Сиглер и Ботвиник (Siegler and Botwinick, 1979).