Преимущества перекрывающего лонгитюдного метода

У перекрывающего лонгитюдного метода есть еще несколько преимуществ. Рассмотрим табл. 2.1, в которой понятийно представлено это воображаемое исследование. Как можно видеть, в ходе исследования младшие группы достигают того возраста, в котором были старшие группы ранее в этом же эксперименте. Например, в тестировании 4 группа 1 достигает возраста, в котором была группа 4 при тестировании.Вооруженные такой информацией, мы можем оценивать и контролировать эффекты когорты. Возьмем следующий (намеренно упрощенный) пример. Предположим, при тестировании 4 было обнаружено, что результаты группы 1 на 20% выше, чем у группы 4.
Значит ли это, что старение с 71 года до 92 лет приведет к 25%-ной потере способностей, или это изменение произошло вследствие различий между группами? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны обратиться к результатам группы 4 при тестировании 1, когда они находились в том же возрасте, что и группа 1 при тестировании 4. Предположим, мы обнаружили, что результаты группы 4 в возрасте 92 лет ухудшились лишь на 5% по сравнению в теми, что были в возрасте 71 года.
Теперь мы имеем две оценки ухудшения при старении — лонгитюдный метод говорит о 5%-ном изменении, метод поперечных срезов указывает на 25%-ное изменение. Вооруженные такой информацией, мы можем выяснить, какая часть изменений вызвана самим старением, а какая — групповыми различиями. Таблица 2.1. Понятийная таблица, иллюстрирующая перекрывающее лонгитюдное исследование Возраст при тестиро-вании 1 Возраст при тестиро-вании 2 Возраст при тестиро-вании 3 Возраст при тестиро-вании 4 Возраст при тестиро-вании 5 Группа 1 50 57 64 71 78 Группа 2 57 64 71 78 85 Группа 3 64 71 78 85 92 Группа 4 71 78 85 92 99 Приняв эту модель (хотя и в более сложной и научной форме, — пример, данный выше, значительно упрощен), Шайе и его коллеги провели Сиэттлское лонгитюдное исследование старения (Schaie, 1983, 1994). В 1956 г. тестировалась группа людей в возрасте от 20 до 70 лет, и затем повторные тестирования проводились каждые 7 лет (т. е. в 1963, 1970, 1977-м и т. д.).
Периодически до-бавлялись новые участники. Основным тестом был тест первичных умственных способностей, или РМА (Primary Mental Abilities Test) (Thurstone, 1958). Этот интеллектуальный тест позволяет выделить несколько независимых факторов. Основными из них являются: числовой фактор (основные арифметические действия и оперирование числами); индуктивный (умение делать логические выводы); пространственный (зрительно-пространственные отношения); вербальное понимание и вербальная гибкость (легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова).