Эффекты когорты

При сопоставлении результатов способом, сходным с представленным выше примером, Шайе показал, что часть возрастных различий вызвана эффектами когорты, но, даже приняв это во внимание, можно констатировать значительное снижение результатов у людей примерно с 65 лет.Поэтому можно предположить, что концепция социального возраста (см. главу 1) в некоторой степени подтверждается практикой. Этот вывод также отвергает более ранние предположения о том, что заметные изменения, вызванные старостью, появляются до достижения среднего возраста. Здесь необходимо отметить, что с возрастом меняется то, что является чистыми результатами теста на интеллект (проще говоря, сколько правильных ответов дает человек в тесте).
Интеллектуальный коэффициент IQ, (intelligence quotient) почти не изменяется с возрастом. Это происходит потому, что IQ вычисляется переводом чистых результатов в оценку того, насколько интеллектуален человек; оценка определяется относительно остальных членов его (ее) возрастной группы, а не всех взрослых. В основном человек на протяжении своей жизни остается примерно на одном и том же уровне относительно людей его возраста. Например, если он начинает свою взрослую жизнь со средним IQ> то наиболее вероятно, что умрет он с тем же средним IQ, Это было показано во многих исследованиях, в том числе в работе Диэри и др. (Deary et al, 2000).
В 1931 г. 10-летние шотландские школьники прошли тестирование на интеллект при исследовании уровня интелллекта у шотландских детей, родившихся (как можно догадаться) в 1921 г. По любопытному совпадению, некоторые люди из этой группы оказались участниками проводившегося в 1990-е гг. медицинского обследования жителей Абердина (Шот-ландия), родившихся в 1921 г. Что еще интереснее, сохранились результаты их тестирования в 1931 г., которые были сопоставлены с показателями, набранными ими прежде.
Было установлено, что за немногими исключениями (в одном случае, увы, из-за наступления деменции) показатели одних испытуемых по сравнению с другими практически не изменились. Однако, несмотря на то что сравнительные различия в показателях испытуемых оставались практически неизменными, их абсолютные результаты ухудшились, потому что эти показатели растут в течение всего детства, в периоде поздней зрелости выходят на плато, а в старшем возрасте снижаются. Отсюда следует вывод, что при определении IQ абсолютные результаты должны рассматриваться в зависимости от возраста человека. Например, чтобы интеллект данного человека был классифицирован как средний IQ в более молодом возрасте его уровень должен быть выше, чем в пожилом. Важно отметить это, потому что исследователи порой используют термин «/Q» как сокращение термина «уровень интеллекта».
Поэтому такие утверждения, как «/Q уменьшается в старости», строго говоря, неправильны. Также важно отметить, что, несмотря на то что в большинстве случаев лон- гитюдные исследования, которые проводятся в условиях тщательного контроля, предпочтительнее исследованиям методом поперечных срезов. Необходимо брать в расчет одно простое прагматическое соображение: лонгитюдные исследования являются дорогостоящими, приносят результаты через много лет (и это понятно!) и поэтому являются относительно редкими.
Хотя за несколько последних десятилетий количество лонгитюдных исследований возросло (Ferraro and Kelley-Moore, 2003), они по-прежнему остаются относительно редкими и вовсе не являются популярным методом научного исследования.