Метод поперечных срезов возрастных различий

Будь средний пожилой человек на несколько десятилетий моложе, он или она были бы близки к тому, чтобы стать кандидатом на специальное обучение. Это драматичная проблема, и удивительно, что она редко обсуждается в исследовательской литературе. Мы вернемся к ней в главе 7. Тем не менее важно сделать два предостережения по этому поводу. Во-первых, Солтхаус использовал метод поперечных срезов.Следовательно, частично этот возрастной интервал можно объяснить эффектами когорты. Во-вторых, различные исследования, использовавшие тот же метод, получали весьма разноречивые результаты. Например, у разных исследователей РМА-тест на мыслительные навыки варьировал в результатах от -1,62 до -5,19 с. к. о. Соответственно с этими данными следует быть осторожными.
Нужно подчеркнуть, что эффекты когорты могут преувеличивать изменения, полученные при помощи метода поперечных срезов возрастных различий. Например, Сторандт (Storandt, 1976) тестировал пожилых людей с помощью одного из компонентов широко используемой шкалы Векслера для измерения интеллекта взрослых (WAIS) (Wechsler Adult Intelligence Scale). Особым критерием, который использовался, был тест «кодировка». Он требует от участников сопоставлять цифры с напечатанными символами в соответствии с заранее заданным кодом (например, если испытуемый видит квадрат, он пишет под ним цифру 2, и таким же образом треугольник соответствует цифре 3, прямоугольник — цифре 4 и т. д.). При этом есть ограничение по времени в 90 секунд, в течение которых испытуемый должен сопоставить как можно больше символов. Не приходится сомневаться в том, что выполнение подобного задания может служить эффективным критерием обработки информации (например, MacDonald et al., 2003) и что с годами этот показатель ухудшается. Однако не ясно, объясняется ли абсолютная величина такого ухудшения одними лишь психологическими изменениями.
Ясно, что тест концентрируется на способности человека помнить и использо-вать систему кодов, но поскольку время теста ограничено, то требуется также способность быстро писать. Однако пожилые люди обычно пишут медленнее из-за физических проблем (например, артрит, ревматизм, просто общее ослабление мышц и суставов). Следовательно, они могут хуже выполнять задание, но не по причине нарушений интеллектуальной деятельности, а в связи со скоростью письма. Чтобы увидеть, сколько времени пожилой человек теряет при письме,
Сторандт измерила, сколько символов люди могут скопировать за 90 секунд, и взяла полученное значение за индекс скорости письма. Он был сравнен со временем выполнения самого теста, и Сторандт смогла продемонстрировать, что примерно половина возрастных различий объясняется скоростью письма. Это ясно показывает, что физические ограничения могут преувеличивать психологи-ческие различия, но следует отметить, что психологические различия все равно остаются (это наблюдение нашло подтверждение в похожем исследовании — см. Tun, Wingfield and Lindfield, 1997).
Действительно, даже если пожилому человеку дается максимально возможное время для выполнения теста на подвижный интеллект (Storandt, 1977) или увеличиваются в размере предъявляемые символы, чтобы преодолеть проблемы со зрением (Storandt and Futterman, 1982), его результаты все равно значительно хуже, чем у молодых людей.