Тесты на кристаллизованный интеллект

Помимо прочего, нужно отметить, что выполнение тестов на кристаллизованный интеллект не является защищенным от влияния старения, как это могло бы показаться на первый взгляд. Например, Кор (не издан, цитируется в Rabbitt, 1984) обнаружил, что пожилым людям требуется больше времени, чтобы ответить на вопросы в тестах на кристаллизованный интеллект, например словарный тест Милл Хилл (Mill Hill Vocabulary Test).Если бы тест ограничивался по времени (важно, что тесты на кристаллизованный интеллект в основном не имеют ограничений по времени), то пожилые люди показывали бы значительно более низкие результаты, чем молодые. Следовательно, до некоторой степени отсутствие воз-растных различий для тестов на кристаллизованный интеллект объясняется тем, что исследователи не устанавливали временных рамок на выполнение задания.
Кроме того, Ботвиник и Сторандт (Botwinick and Storandt, 1974) показали, что, несмотря на отсутствие возрастных различий при выполнении вербальных субтестов WAIS, пожилые люди давали менее точные ответы. Тем не менее критерий выставления оценок в тесте был достаточно нестрогим, чтобы пропустить это различие. Другие исследователи, используя различные тесты на кристаллизованный интеллект, обнаружили снижение, вызванное старением, но оценочные шкалы исправлены не были (например, Kaufman and Horn, 1996).
Кроме того, хотя общие исследования более молодых возрастных групп показывают лучшее соответствие между знаниями и кристаллизованным интеллектом, чем между знаниями и подвижным интеллектом (Beier and Ackerman, 2001), Гизлетта и Линденбергер (Ghis- letta and Lindenberger, 2003) установили, что у старших пожилых участников эксперимента (70-103 года) на изменение уровня знаний, по выражению авторов, «доминирующее» воздействие оказывает подвижный интеллект (заметим, что та же самая группа показала снижение уровня знаний в возрасте старше 90 лет в лонгитюдном исследовании ее участников, см. Singer et al., 2003b).
Таким образом, кристаллизованный интеллект не столь подвержен старению, как предполагалось ранее. В этой главе (да и в других главах данной книги) есть и примеры того, что кристаллизованный интеллект ухудшается с возрастом. Эту точку зрения поддерживает Мехам (Meacham, 1990), утверждая, что «сущность мудрости состоит не в том, что человек знает, а в том, как эти знания сохраняются и используются» (р. 188).
Это означает, что, как только человек переходит от простого изложения имеющейся у него информации к любой форме ее интерпретации, ухудшение становится по крайней мере возможным. Тем не менее из этого отнюдь не следует, что кристаллизованный интеллект — это обязательно «замаскированный» подвижный интеллект.