Мудрость

Важно также не смешивать кристаллизованный интеллект с мудростью. Эти понятия часто использовались некоторыми исследователями как взаимозаменяемые (включая и автора данной книги).Однако некоторые исследователи предпочитают использовать этот термин в более узком смысле. К сожалению, в определениях нет единства (Shea, 1995; Sternberg, 1996), поскольку разные исследователи занимаются различными аспектами этой проблемы. Например, существовали попытки определить мудрость с точки зрения психометрических параметров. Штернберг пытался соотнести ее с различными умственными особенностями (Sternberg, 1996,1998). В свою очередь, сторонники психоаналитических подходов пробовали связать ее с накопленным опытом субъективных конфликтов и решений человека (Shea, 1995). Кроме того, были предприняты более или менее успешные попытки определить ее на основе анкет и опросов (см. Coleman and O’Hanlon, 2004). Однако во всех этих случаях речь идет, вероятно, о более простом понятии — способности решать проблемы окружающей действительности. Например, Штернберг (Sternberg, 1998) основывает свою модель мудрости на том, что, по существу, это поиск равновесия между противоречивыми силами.
Балтес и Смит (Baltes and Smith, 1990) определяют мудрость как взвешенность суждений о проблемах дей-ствительности. Чандлер и Холлидэй (Chandler and Holliday, 1990), основываясь на интервью с людьми, сформулировали точку зрения, что мудрый человек прежде всего опытен и компетентен, в силу чего способен давать полезные советы. В большинстве случае исследователи подчеркивали, что мудрость ориентирована на практическую сторону жизни, что позволяет выполнить взвешенные суждения по неясным вопросам жизни (цель многих актов мудрости состоит скорее во взвешенном суждении о проблеме, нежели в ее окончательном решении). Эмпирические данные о мудрости в основном обнаруживают ее достаточно сильную связь с интеллектом, регулируемую личностными особенностями человека, но со значительной независимостью при измерении (Staudinger, Lopez and Baltes, 1997; Staudinger et al., 1998).
Другими словами, несмотря на то что мудрость частично является продуктом личности и интеллекта человека (что при рассмотрении их определения отнюдь не удивительно), она в той же мере независима от этих факторов (т. е. это не просто другой способ описания g-фактора). Как и следовало ожидать, исследователи также обнаружили, что мудрость является важной способностью и тесно связана, среди прочего, с жизненной удовлетворенностью у пожилых людей (Ardelt, 1997,1998).