Возрастное варьирование

Важно отметить, что вышеприведенные сведения описывают то, что происходит в возрастной группе в целом, однако существует определенная вариативность между представителями одного и того же биологического возраста.Например, Рэбит (Rabbitt, 1984) разделил группу из 600 человек в возрасте 50-79 лет по десятилетиям (т. е. 50-, 60-, 70-летние) и тестировал их с помощью набора тестов на кристаллизованный и подвижный интеллект. Группы не обнаружили различий в результатах тестов на кристаллизованный интеллект, но наблюдалось значительное снижение, связанное со старением, в тестах на подвижный интеллект. Возникает интуитивное предположение о том, что все представители группы имели это снижение. Однако это не так. Результаты большинства людей снижаются с возрастом, но не у всех. Так, Рэбит обнаружил, что самые лучшие и самые худшие результаты во всех группах были одинаковы (т. е. если можно найти человека с очень высоким результатом в группе 50-летних, то в группе 70-летних также можно найти человека, чьи результаты будут такими же).
Возрастное различие происходит из нисходящего смещения большинства, но не всех тестируемых людей. Говоря более специальным языком, для результатов в группах пожилых людей наблюдается увеличение отклонения. Рэбит установил, что около 10-15% пожилых людей сохраняют свой юношеский уровень интеллекта. Несколько лет спустя Солтхаус (Salthouse, 1992а) обнаружил меньшую долю «хорошо сохранившихся» людей. Каковы бы ни были точные цифры, важно то, что снижение подвижного интеллекта не является неизбежным для всех людей. Последующие исследования Рэбита (Rabbitt, 1993) и других (Barton et al., 1975) продемонстрировали, что вариативность в результатах теста для пожилых людей больше, чем для молодых, по многим когнитивным критериям, таким как время реакции (см. далее), и по критериям измерения памяти.
Лонгитюдное исследование Рэббитта и др. (Rabbitt et al., 2004) также показало, что вариативность усиливалась с возрастом испытуемых. Обзор литературы, сделанный Морсом (Morse, 1993), также подтвердил данные об изменениях вариативности в старости. Это означает, что между собой пожилые люди различаются в выполнении тестов больше, чем мо-лодые люди, и, следовательно, в данном случае сложнее оправдать использование термина «“типичный” пожилой человек», нежели термина «“типичный” молодой человек».
Также необходимо отметить, что отдельные лица могут демонстрировать существенные различия результатов в разных сериях тестов. Например, Несель- род и Солтхаус (Nesselroade and Salthouse, 2004) установили, что при исследовании перцептивно-моторных способностей «размах различий результатов в разных сериях тестов в среднем составлял от 25% и 50% от разброса результатов разных людей и соответствовал величине вариативности, полученной при исследовании с помощью метода поперечных срезов возрастной группы от 12 до 27 лет» (р. 49). К этому следует добавить, что имеются все основания предполагать, что размеры вариативности могли бы существенно колебаться, если бы участникам эксперимента предлагали иные задания. Это еще больше запутывает дело.