Реология крови

Здоровый организм работает более эффективно, и, как было показано в главе 1, именно здоровый организм может активизировать нервную, а следовательно, интеллектуальную деятельность. Следует отметить, что пожилой человек, чувствующий себя здоровым и бодрым, более уверен в том, что он делает, и, следовательно, стремится лучше выполнять интеллектуальные задания.Игнорируя вопрос о физической форме, можно легко показать, что многие показатели здоровья коррелируют с аспектами мозговой деятельности, например с реологией крови (особенно — с эффективностью кровотока) (Elwood, Pickering and Gallacher, 2001); уровнем витаминов группы В (Brunce, Kivipelto and Wahlin, 2005; Calvaresi and Bryan, 2001); а также с уровнем аполипопротеина Е (Seeman et al., 2005). Между тем оценить, в какой степени можно полагаться на результаты этих исследований, сложнее, чем может показаться на первый взгляд.
Например, предположим, известно, что дефицит вещества X связан с падением интеллекта в старости. Очевидное решение проблемы состоит в том, чтобы повысить уровень веществ X и проследить, как возрастают результаты тестов на интеллект. Однако есть несколько причин сомневаться в успешности такого подхода. Во-первых, может оказаться, что поезд уже ушел, — другими словами, произошедшее изменение является необратимым. Во-вторых, может статься, что мы садимся не на тот поезд, т. е. пониженный уровень X как симптом к делу не относится. Итак, пониженный уровень X может быть связан с общим ослаблением деятельности организма, а стремление повысить его содержание в организме может оказаться подобным проведению фестиваля искусств в стране, где царит голод, — на какое-то мгновение это может подействовать, но, когда праздник закончится, ситуация не изменится.
Третья причина заключается в том, что, развивая железнодорожную метафору, мы сели не на тот поезд. Возможно, что пониженный уровень X есть результат снижения интеллектуального уровня. Например, люди с неадекватным восприятием, не могут как следует обслуживать себя самостоятельно, чему, разумеется, есть определенные доказательства (например, интеллектуальный статус в детстве является мощным предсказателем состояния здоровья в пожилом возрасте: Starr et al., 2000).
Следует упомянуть и четвертую причину, а именно, если отвлечься от разговоров о здоровье, практически во всех посвященных ему исследованиях обнаруживается возможность влияния на него социально-экономического статуса (например, Elwood et al., 1999; Starr et al., 2000). Возможно, свою роль в данном контексте играет и более низкий уровень образования (Bosma et al., 2003). Поэтому, хотя здоровье и важно как в этом вопросе, так и само по себе, его роль в возрастных когнитивных изменениях определить не так-то просто.