Стимулирование интеллектуальных функций

Например, архитекторы и летчики показывали связанные с возрастом снижения при выполнении пространственных тестов, несмотря на то что они используют пространственные навыки практически каждый день своей жизни (Salthouse, 1992а). Прежде чем читатели запаникуют, что из-за этого пожилым архитекторам рискованно проектировать здания, а пожилым пилотам — рискованно летать, мы заметим, что эти снижения также касаются молодых архитекторов и пилотов — иначе говоря, способности пожилых людей все еще высоки.При другом подходе к этой проблеме Солтхаус, Бериш и Майлз (Salthouse, Berish and Miles, 2002) исследовали влияние стимулирования интеллектуальных функций на уровень когнитивных способностей. Они исходили из положения о том, что если теория невостребованности верна, то можно сделать три вывода. Первый заключается в том, что чем старше человек, тем ниже уровень его интеллектуальной стимуляции. Этот вывод делается на том основании, что, как нам известно, пожилые люди обладают меньшими интеллектуальными способностями.
Согласно теории невостребованности, этот уровень способностей определяется уровнем упражняемости/подверженности, что означает то, что люди старшего возраста менее подвержены стимулированию интеллектуальных функций. Солтхаус и др. (Salthouse et al.) провели обследование взрослых в возрасте 20-91 года и обнаружили, что дело обстоит именно так: у более пожилых людей были более низкие уровни стимуляции интеллектуальных функций, чем у более молодых. Это похоже на подтверждение правильности теории невостребованности, но Солтхаус и др. сделали еще два вывода, которые, по их мнению, должны найти свое подтверждение. Их второй вывод заключался в том, что должна существовать положительная корреляция между уровнем стимулирования и уровнем деятельности.
Другими словами, чем умнее человек, тем больше у него в течение всей жизни будет интеллектуальных стимулов. Однако это положение не подтвердилось. Третий вывод заключался в том, что при прогнозировании функционирования интеллекта должна существовать взаимосвязь возраста и уровня стимулирования. Это довольно сложный вывод, но, в сущности, если принять утверждение, что тренировка помогает отсрочить эффекты старения, то для пожилых людей она была бы исключительно полезной, что и должно было быть отражено в нашем анализе. Однако собранная информация не подтвердила это утверждение.
Похоже, что тем самым был нанесен мощный удар по теории невостребованности, однако следует помнить о том, что уровень стимуляции интеллектуальных функций в основном оценивался по результатам деятельности. Это весьма неточный метод, который не может выявить все побочные стимуляции, которые человек может получать в повседневной жизни.