Исследование Вестермана

В повседневной жизни человек может многому учиться, не осознавая, что он подвергается стимуляции интеллектуальных функций (Schli- emann, 2000). Поэтому в исследовании Солтхауса и др. могут быть проигнорированы ключевые моменты, сводящие на нет все результаты. Кроме того, следует отметить, что исследование Шулера и Мулату (Schooler and Mulatu, 2001) установили положительную корреляцию между интеллектуальной насыщенностью досуговых занятий и интеллектом у участников эксперимента в возрасте 40-80 лет.В экспериментах, описанных выше, используются относительно абстрактные лабораторные тесты. Если рассматривается более реальная ситуация, то возрастных различий зачастую намного меньше. Несмотря на то что пожилые люди могут быть более медлительны и менее точны в некоторых «основных» способностях, их опыт может это компенсировать. Например, Чарнес (Charness, 1981) исследовал пожилых шахматистов и обнаружил, что они способны играть в шахматы так же, как молодые люди.
Однако что было удивительным, пожилые игроки часто показывали достаточно серьезные снижения в способностях, которые, как предполагалось, важны для хорошей игры в шахматы, например памяти. Чарнес обнаружил, что пожилые игроки компенсировали это тем, что имели больший опыт решения типовых задач. Так как они сыграли на несколько тысяч (без преувеличения) игр больше, чем молодые игроки, они могут использовать больший багаж знаний. Таким образом, более богатый опыт компенсирует снижения в основных способностях. Тот же исследователь получил аналогичные результаты в более раннем эксперименте с участием игроков в бридж (Charness, 1979).
В более позднем исследовании Масунага и Хорн (Masunaga and Horn, 2001) показали, что играющие в го (японскую стратегическую настольную игру) сохраняли относительно высокие способности к этой игре, даже если в остальном их интеллектуальные способности (такие, как подвижный интеллект) снижались. Аналогичное исследование провел Солтхаус (Salthouse, 1984), сравнивая молодых и пожилых машинисток. Он установил, что пожилые машинистки медленнее работают пальцами и их время реакции увеличилось, но в скорости печати они не уступают. Это обусловлено тем, что пожилые машинистки предвидят более длинную последовательность движений, которые необходимо будет совершить пальцам в конкретном случае.
Таким образом, несмотря на то что пожилой машинистке требуется больше времени на движение пальца к клавише, это движение начинается раньше, потому что они планируют «далеко вперед» (по существу, молодые машинистки начинали свои последовательности движений позднее и затем догоняли пожилых). Босман (Bosman, 1993) добавляет, что это явление наблюдается только для тех машинисток, которые регулярно практиковали свои навыки. Некоторые предостерегающие замечания в отношении этого явления даются исследованием Вестермана и др. (Westerman et al., 1998), изучавших пожилых и молодых людей, которые имели навыки электронной обработки текста.