Время реакции выбора

Задержка между сигналом и ответом и есть время реакции. Вторая форма — время реакции выбора (ВРВ). В этом случае участнику предъявляется набор стимулов и выбор ответов.Например, могут быть три лампочки и три кнопки и испытуемому сказано нажимать кнопку А, если загорается красная лампочка; кнопку В — если зеленая лампочка; и кнопку С — если синяя лампочка. При таких обстоятельствах испытуемым требуется большее время на обдумывание, и оно будет увеличиваться в зависимости от усложнения условий эксперимента.
Хорошо известно, что время реакции увеличивается, когда человек стареет. В соответствии с обзором Бирэна и Фишера это «одна из самых надежных характеристик человеческого возраста» (Birren and Fisher, 1995, p. 329; а также: Lindenberger, Mayr and Kliegl, 1993; Rabbitt, 1996).
Данное утверждение не вызывает сомнений. Также не вызывает дискуссий то, что при единичном тестировании пожилые люди оказываются гораздо медлительнее в заданиях на реакцию выбора, нежели на простую реакцию. Более того, возрастное различие становится пропорционально больше при большем количестве вариантов выбора в задании на время реакции выбора (Botwinick, 1973; Kermis, 1983; Salthouse, 1985). Объяснение этим явлениям заключается в том, что нервная система пожилого человека менее эффективно проводит сигналы, а трудности, вызванные дополнительными вариантами выбора, — это еще одно проявление результата «возраст х сложность» (см. главу 1).
В этой области существует ряд серьезных и интересных проблем. Во-первых, следует отметить, что большая часть непропорциональных возрастных различий во времени реакции выбора исчезает, если человеку разрешается потренироваться несколько дней; пожилые люди все равно медленнее выполняют различные варианты задания, но это различие становится постоянной величиной (Rabbitt, 1980).
Другими словами, если пожилой человек на X миллисекунд медленнее выполняет задание на время простой реакции, теперь он также будет выполнять задание на время реакции выбора на X миллисекунд медленнее. Это подразумевает, что значительная часть возрастных различий может появляться вследствие «привыкания» к заданию.
Как только после достаточного числа повторений выполнение становится автоматическим (с психологической точки зрения это означает действие, повторенное столько раз, что оно не требует больше контроля сознанием), возрастные различия становятся менее существенными, чем при необходимости сознательного контроля.
Хашер и Закс (Hasher and Zacks, 1979) утверждали, что автоматические процессы практически не подвергаются влиянию старения (см. также Wishart et al., 2000), несмотря на то что в более свежих исследованиях (на-пример, Burke, White and Diaz, 1987; Myerson et al., 1992) обнаружили несколько случаев, когда это не так.