Результаты интеллектуального теста и время реакции

Если два параметра, такие как результаты интеллектуального теста и время реакции, связаны между собой, то нет простого мате-матического способа доказать, какой из них является причиной другого.Однако исходя из логики можно утверждать, что время реакции измеряет более глубокий процесс (и следовательно, оказывается на более ранней стадии в цепи каузальности), чем тесты на интеллектуальные способности.
Очень грубо говоря, время реакции измеряет скорость, с которой нейроны передают нервный сигнал, а тесты на интеллектуальные способности измеряют то, как используются эти способности.
Если у пожилых людей большее время реакции, то у них более медленные интеллектуальные процессы, и это явление само по себе может объяснить большую часть ухудшений в результатах тестов на интеллект. Однако эта проблема не ограничивается только скоростью. Вместе с замедлением приходит снижение уровня точности и эффективности системы.
Частично по причине того, что некоторые интеллектуальные процессы должны быть выполнены в течение определенного количества миллисекунд, иначе они разрушаются без возможности восстановления, — более медленная работа системы означает, что на завершение некоторых процессов требуется больше времени, чем это критическое ограничение, поэтому некоторые интеллектуальные процессы не могут быть завершены (Salthouse, 1996).
Кроме того, уменьшение скорости — результат общего функционального нарушения нервной системы, например снижения интегративной и передающей функции нейронов (Kail, 1997). Следовательно, время реакции может не только измерять скорость передачи, но и показывать эффективность и жизнеспособность нервной системы.
Еще один момент, имеющий отношение к времени реакции, касается постоянства реакции пожилых людей. Если человеку дается задание на скорость реакции, то интуиция подсказывает, что в разных испытаниях время его реакции не будет постоянным. Например, более вероятно, что испытуемые будут реагировать в течение, допустим, со скоростью 500, 478, 520, 431 и 576 м/с, нежели время их реакции составит 500, 500, 500, 500 и 500 м/с. Следует ожидать подобного разброса результатов. Впрочем, у пожилых этот разброс увеличивается, и (точно так же, как в описательной стенографии) это явление иногда описывается как «ненадежное» выполнение.
Халиш, Макдональд и Диксон (Hulysch, MacDonald and Dixon, 2002) установили, что чем менее «надежен» участник эксперимента, тем ниже результат выполнения им когнитивного теста. Рэббитт и др. (Rabbitt et al., 2001) доказывают, что такое непостоянство может на самом деле быть устойчивым признаком, и им же удалось показать, что уровень «ненадежности», продемонстрированный человеком, сохранялся с удивительным постоянством на протяжении всего исследования, в котором пожилые люди принимали участие в 36 еженедельных тестах, выполняя различные задания на время реакции (что само по себе является героическим достижением).
Кроме того, чем более «ненадежен» человек, тем ниже показатели его теста на интеллект. Таким образом, помимо скорости реакции характер реакции в исследовании времени реакции также может указывать на когнитивный статус.