Гипотеза общего замедления

Вернемся к исследованиям скорости реакции. Приписывание снижения интеллекта, вызванного старением, замедлению нервной передачи (а это предполагает и все связанные с ним явления) известно как гипотеза общего замедления (или что весьма сбивает с толку, гипотеза скорости).На общем уровне этот вопрос не вызывает серьезных возражений: низкая скорость обычно соответствует низким результатам теста и, во временном плане, изменение скорости обработки в значительной мере соответствует изменениям подвижного интеллекта (Zimprich and Martin, 2002). Спор в основном касается уровня той степени, до которой общее замедление само по себе предсказывает интеллектуальное поведение.
Как уже упоминалось в этой и предыдущей главах, эффект «возраст х сложность» свидетельствует, что в случае усложнения задания пожилые испытуемые оказываются в непропорционально худшем положении. Данному явлению можно найти достаточно простое объяснение, что подтверждает исследование Цереллы (Cerella, 1985, 1990), который продолжил более ранние изыскания Бринли (например, Brinley, 1965).
Если мы рассматриваем время ответа для более сложной и более простой версии одного и того же задания, мы обнаружим, что оно увеличивается в соответствии с возрастанием сложности задания. Более того, степень изменения больше для пожилых, а не для молодых людей. Следовательно, график, сопоставляющий сложность задания со временем реакции, показывает, что у молодой группы линия поднимается не так высоко, как у пожилой группы (рис. 2.1).
Однако что получит-ся, если мы сопоставим время реакции пожилых и молодых людей в одном и том же задании? То, что мы могли бы обнаружить, изображено на рис. 2.2 и известно как график Бринли. Он показывает, что лежащее в его основе различие между молодыми и пожилыми людьми линейно (заметим, что реальные данные изредка не показывают идеально прямую линию, если допускается погрешность эксперимента, прямая линия — лучшее описание результатов).
Для несведущих в математике поясним, что слишком большое различие между молодыми и пожилыми людьми, показанное на рис. 2.2, иллюзорно; складывается впечатление, что пожилые несоразмерно уступают молодым по мере усложнения заданий, — однако действительное основное различие остается неизменным.
Это означает, что сложная формула, используемая для прогноза изменения возрастных различий на нескольких уровнях сложности (Rabbitt, 1996), может быть отвергнута — все возрастные различия можно выразить простой формулой: найти среднее время реакции для молодых людей, умножить его на константу, и то, что получится, будет средним временем реакции для пожилых людей при выполнении того же задания.