Сложность

Из-за обманчивой простоты этой теории гипотеза общего замедления привлекала большое внимание последние несколько лет, что вполне естественно. Было доказано, что этот феномен широко распространен: на широком наборе заданий, где можно сравнить средние скорости ответов молодых и пожилых людей, было обнаружено линейное соотношение (Cerella, 1990; Lindenberger et al., 1993; Maylor and Rabbitt, 1994; Ratcliff, Thapar and McKoon, 2002; Sliwinski et al., 1994; Verhaeghen and De Meersman, 1998).Майерсоном и др. было сделано важное замечание по поводу того, что внутри определенной области «термин общее замедление может указывать на тот факт, что степень замедления не зависит от природы задания или от задействованных специфических компонентов мыслительного процесса» (Myerson et al., 1992, p. 266). Другими словами, в основе замедления должно лежать нечто более важное, как, например, изменения на уровне нервной системы (Cerella, 1990).
Однако существует несколько важных факторов, которые ограничивают степень применимости термина «общее замедление». Например, на соотношение скорости между молодыми и пожилыми людьми также влияют другие причины, такие как компенсирующие стратегии у пожилых людей:
Из-за компенсирующих действий собранного за долгие годы жизни знания некоторые области интеллектуальной деятельности могут подвергаться меньшему влиянию замедления, чем другие.
Последние данные, показывающие, что замедление не столь резко выражено в заданиях, требующих лексических решений, чем в заданиях, требующих нелексических решений, согласуются с этим предположением (Lindenberger et al., 1993, p. 207).
Это показывает, что график соотношения следует «читать» с осторожностью. Было бы неверным делать серьезные выводы об изменениях при старении на основе одного типа заданий. Кроме того, существуют некоторые сомнения насчет статистической и математической верности этого метода. Например, Перфект (Perfect, 1994) предполагает, что простое линейное соотношение можно получить, используя случайные данные.
Рэбит (Rabbitt, 1996), в свою очередь, отмечает, что, когда разнообразие данных увеличивается вместе со сложностью задания, линейное соотношение может все еще сохраняться. Этот довод сложен математически, но, по существу, он означает, что значительная часть различия между молодыми и пожилыми людьми может появиться вследствие чего-то большего, чем простой процесс замедления, но график Бринли не показывает это.
Сливински и Холл (Sliwinski and Hall, 1998) замечают, что во многих случая статистический метод, демонстрировавший графики Бринли (множественная регрессия путем наименьших квадратов, или ПНК), слишком упрощен и что иерархическая линейная модель (ИЛМ) является более приемлемой. Когда эти два метода сравниваются на материале одних и тех же данных, метод ПНК создает графики Бринли, в то время как метод ИЛМ выявляет большую изменчивость.