Подтверждение гипотезы замедления

Если искать подтверждение гипотезы замедления помимо графиков Бринли, доказательства все равно будут сомнительными. Например, Солтхаус и Заджа (Salthouse and Czaja, 2000) рассмотрели кажущийся явным и формально сложный случай исследования, не дающего никаких данных относительно общего замедления из-за того, что на самом деле оно проводилось вне контекста (более строго говоря, при исследовании отдельных переменных не учитывались их связи с другими переменными, что не позволило выявить общий фактор).В подтверждение этого авторы указали на наличие некоего общего фактора, дающего убедительное объяснение большим долям разбросов в двух; наборах данных, полученных у пожилых людей при выполнении тестов на интеллект (см. также Salthouse, 2001).
Между тем эта попытка взглянуть на явление более широко оказалась недолговечной, так как год спустя Аллен и др. (Allen et al., 2001) провели повторный анализ результатов, полученных Солтхаусом и Заджей, и обнаружили, что хотя общий фактор и выявляется с помощью другого (и очевидно, более надежного) статистического метода, но он не столь хорошо объясняет разброс результатов, как это заявлялось ранее, и, кроме того, на полученных результатах сказываются другие важные объясняющие факторы, что отрицает возможность объяснения описываемого явления посредством только одного фактора (этот результат нашел отражение в исследованиях Энсти, Хофера и Лужца (Anstey, Hofer and Luszcz, 2003; Anstey, Luszcz and Sancher, 2001; и Schmiedek and Li, 2004).
Аллен и др. продемонстрировали наличие тех же самых спорных вопросов в публикациях в поддержку теории одного фактора и в качестве решительного удара показали, что если пользоваться поддельными наборами данных (т. е. взять произвольные исходные данные), то статистические методы, используемые сторонниками одного фактора, сфальсифицировать трудно. Другими словами, очевидно, что один фактор можно получить независимо от того, какими данными оперировать.
Ряд независимых находок еще больше убедили в том, что общее замедление — не самый точный показатель, как полагали ранее (см. обзор на ту тему: Bashore, Ridderinkhof and van der Molen, 1997). Например, Сливински (Sliwinski, 1997) от-мечает, что когнитивное замедление, вероятно, не показательно при вычислении скорости в заданиях различного уровня сложности. Вероятно, разные выполняемые задания связаны с действием различных механизмов. Солтхаус (Salthouse, 2000) сообщил, что в обзоре реакций на отдельные стимулы в различных тестах общий связанный с возрастом фактор во всех случаях обнаружил корреляцию со всеми другими показателями, но, кроме того, оказалось, что существует второй фактор (также связанный с возрастом), который коррелировал только с реакциями на самые сложные отдельные стимулы.
Солтхаус и Феррер-Каджа (Salthouse and Ferrer-Caja, 2003) обнаружили «по меньшей мере три фактора», определяющих действия взрослых (в возрасте от 17-18 до 90 лет и старше) в ряду когнитивных задач. Кроме того, Шимамура и др. (Shimamura et al., 1995) показали, что ухудшение способностей у некоторых людей может быть компенсировано.