Нейрофизические нарушения, вызванные старением

Использование времени реакции в качестве показателя интеллектуальной деятельности также подверглось критике на основании того, что это, по существу, упрощенный подход к оценке набора сложных и оперативных интеллектуальных процессов, и, следуя ему, можно упустить из поля зрения другие важные процессы (Bashore et al., 1997).Другими словами, время реакции можно сравнить с фотокамерой, установленной на малую скорость затвора объектива с целью запечатлеть какое-либо событие, сопряженное с большими скоростями, например финиш гонки.
Получившаяся картинка может дать общее представление, но будет слишком размытой, чтобы разглядеть на ней детали. Башор и его коллеги утверждают, что ЭЭГ-измерения (см. главу 1) мозговой активности во время интеллектуальной деятельности могут оказаться более качественным методом.
Следовательно, как и многие теории в психологии, гипотеза общего замедления дает хорошее обобщение, но недостаточна для детального понимания. И еще: в связи с тем что время реакции выступает в роли «основного» критерия, возникло предположение, что оно измеряет неизбежное, генетически предопределенное изменение.
Фактически, насколько бы ни была верна гипотеза общего замедления, время реакции необязательно должно увеличиваться. Наиболее простым объяс-нением этого является тот факт, что уменьшение скорости процессов продиктовано нейрофизическими нарушениями, вызванными старением, однако следует учитывать, что изменение частично связано также с недостатком соответствую-щей практики. Например, Голдштейн и др. (Goldstein et al., 1997) демонстрируют, что пожилые люди, у которых была возможность попрактиковаться в видеоиграх, улучшили свое время реакции. Кроме того, время реакции тесно связано с состоянием здоровья — чем больше серьезных заболеваний перенес человек, тем ниже скорость ответов (Houx and Jolles, 1993). В этом же исследовании (Houx and Jolles, 1993) была выявлена значительная роль уровня образования.
Это означает, что по крайней мере часть увеличения времени реакций может объясняться возможными, но не всегда присущими старому человеку возрастными изменениями (т. е. пожилые люди обычно ограничены в деятельности, что удлиняет время их реакции, а также у них обычно бывает больше болезней), чем старением как таковым.
Принимая во внимание изложенные выше аргументы, тот факт, что время реакции — слабый показатель старения, кажется странным.
Солтхаус (Salthouse, 1985), несмотря на явную корреляцию времени реакции с изменением интеллектуальных способностей, установил среднее соотношение, равное 0,28, между возрастом и временем простой реакции и соотношение, равное 0,43, между возрастом и временем реакции выбора. Поясним: это значит, что старение может объяснить только 8% вариативности во времени простой реакции и около 19% во времени реакции выбора.