Проблема семантического облегчения

На первый взгляд это говорит о том, что интерес ко времени реакции незаслужен, если учесть, что оно должно играть относительно второстепенную роль. Однако это было бы неточным заключением.Солтхаус предоставил оригинальное, хотя и математически сложное, возражение, которое показывает, что изменения в интеллекте связаны с уменьшением скорости сопряженных процессов (Salthouse, 1985,1991b, 1992b). Это можно проиллюстрировать следующей аналогией: устройства, связывающие вагоны поезда, относительно несущественны по сравнению с силой двигателя, но попробуйте тащить без них поезд! Для дальнейшего рассмотрения этой проблемы мы советуем обратиться к первоисточнику (Salthouse, 1992b).
Связанная с этим проблема семантического облегчения, опирающаяся на методику времени реакции, рассматривается в параграфе о распознавании слов в главе 4.
Таким образом, время реакции, выражение скорости нервной деятельности замедляется в старости, и это способствует снижению g-фактора. На величину этого различия могут влиять опыт и сложность предлагаемого задания. На одном уровне оно может быть описано как эффект «возраст х сложность», на другом — гипотезой общего замедления.
Доказательства обеих теорий в настоящее время вызывают сомнения, и то, какой результат может получить исследователь, в значительной мере зависит от выбора способа интерпретации данных. Тем не менее, чтобы рассматривать проблему объективно, следует отметить, что время реакции, хотя оно и существенно, не является единственным судьей интеллектуальных изменений, несмотря на некоторые восторженные заявления сторонников данной точки зрения.
Другие функциональные системы и интеллект
Отношение между временем реакции и интеллектом является сложным, но тем не менее оно существует. Разумно предположить, что время реакции измеряет соотношение между функциональным состоянием организма и, в частности, головным мозгом и психическим статусом. В действительности не только изучение времени реакции, но также исследования влияния физических упражнений и состояния здоровья, рассмотренные выше, указывают на несомненную взаимосвязь физического состояния и умственной деятельности.
Поэтому неудивительно, что некоторые исследователи изучали соотношение между функциональным состоянием и интеллектуальными процессами у пожилых людей. Как отмечалось в главе 1, с возрастом изменения в коре головного мозга нарастают (Coffey et al., 1999). Такое же явление наблюдалось для многих отделов мозга, таких как гиппокамп, миндалина, лимбический отдел (Jack et al., 1997; Kaye et al., 1997). Учитывая эти данные, можно было бы ожидать, что упомянутые изменения имеют психические корреляты.