Состояние сенсорной деятельности

Также следует отметить, что передние отделы играют важную роль во многих аспектах внимания (см. далее).
Всестороннее обсуждение проблемы изменений в функционировании/структуре мозга и их связи с психологическими функциями часто основывается на из-бирательном видении ситуации.На одном уровне находятся прямые признания того, что изменения психологических функций слишком разнообразны и сложны, чтобы объяснять их изменениями в одной-единственной части мозга (или же единым изменением, охватывающим весь мозг (см. Band et al., 2002).
Кроме того, проблема заключается и в том, что при одновременном исследовании части всей области невозможно понять, какие изменения являются уникальными для данной области, а какие происходят и в других областях.
Например, предположим, что нам известно о том, что изменения в области мозга X вызывают изменения в психологической способности Y. Означает ли это, что обусловленный возрастом спад в области X отвечает за возрастные изменения способностей У? На этот вопрос нельзя ответить положительно без проведения полного одновременного исследования всех областей мозга и всех психологических функций.
Например, можно заметить, что изменение в области X происходит в тандеме с изменением в области Z и что одновременно с изменением в способности Y меняются способости A, G и Я. Такой углубленный анализ на самом деле невозможен при современном уровне технических возможностей, и в определенном смысле было бы недостойно жаловаться, но логика требует того, чтобы установленные простые ассоциации между мозгом и поведением воспринимались лишь как указатели больших или меньших вероятностей, а не как неоспоримые факты.
Также следует отметить, что мозг у молодых и пожилых может вести себя по-разному. Например, с помощью сканирования Спрингер и др. (Springer et al., 2005) установили, что если у более молодых взрослых функциональное состояние лобных отделов имело отрицательную корреляцию с уровнем образования, то у пожилых корреляция была положительной. Таким образом, наблюдаемые модели спада в конце концов окажутся со-гласованными с индивидуальными различиями в той степени, в которой у людей в старости изменяются функции мозга.
Другой аспект функционального снижения, тесно связанный с изменениями в интеллектуальных процессах, — в сфере органов чувств. В последние годы большое внимание уделялось экспериментальным данным о тесной связи между сенсорикой и интеллектом. Например, Линденбергер и Балтес (Lindenberger and Baltes, 1997) обнаружили, что при определенных условиях уровень сенсорики и сенсомо- торных процессов прогнозирует большую часть (59%) вариативности в результатах тестов на интеллект у пожилых людей.
Линденбергер и Балтес (Lindenberger and Baltes, 1997) обнаружили, что вариативность в результатах тестов на интеллект, объясняемая состоянием сенсорной деятельности (которое измеряется остротой слуха и зрения), увеличивается с 11% в группе людей в возрасте до 70 лет до 31% в группе людей в возрасте 70-103 лет. В обеих группах сенсорная деятельность была связана с подвижным интеллектом.