Уровень интеллекта и его связь с отдельными интеллектуальными способностями

Несмотря на наличие сомнений относительно того, в какой степени оценка спада сенсорных функций может предсказывать изменения когнитивных процессов, вызываемых старением, нет никакого сомнения в том, что этот вопрос продолжает занимать умы исследователей и остается ведущим способом объяснения когнитивных сдвигов.Большинство интеллектуальных функций (особенно те, что зависят от подвижного интеллекта) снижаются в старости (Horn, 1982), становясь менее оперативными и/или менее точными.
Установлено возрастное снижение: запоминание списков слов, узнавание быстро предъявляемых зрительных стимулов (Walsh et al., 1979); опознание изображений (Walsh, 1982); решение анаграмм (Witte and Freund, 1995); решение повседневных проблем (Diehl, Willis and Schaie, 1995; Sorce, 1995); скорость планирования маршрута при езде на машине (Walker et al., 1997).
Способности, которые не зависят от старения, считаются менее интеллектуальными: нахождение решения для социальных проблем (Heidrich and Denney, 1994) и время, которое требуется человеку, прежде чем «сдаться» при решении неразрешимой загадки (Stuart-Hamilton and McDonald, 1998). Причину снижения, связанного с возрастом, обычно легко найти. В одном из опубликованных обзоров литературы сделано следующее заключение.
Изменения в интеллекте, которые могут произойти в процессе старения, легче определить с помощью простого, короткого и ограниченного по времени теста на общий интеллект, чем с помощью какого-либо специального когнитивного критерия, который мы выявили (Rabbitt, 1984, р. 113).
Рэбит несколько преувеличивает, но бесспорно большая часть изменений в интеллекте в старости тесно связана со снижением общего интеллекта, если, конечно, не объясняется только этим. Это составляет серьезную проблему для некоторых исследователей.
Предположим, что в ходе эксперимента оказалось, что пожилые люди значительно хуже производят арифметические действия в уме, и предположим также, что это объясняется общим снижением интеллекта. Если цель иссле-дователя — установить, что лежит в основе различий между старостью и молодостью, то это открытие будет печальным, потому что оно не говорит ничего нового о старении — недостаток в арифметических способностях оказался всего лишь еще одним проявлением общего снижения интеллекта, которое уже тщательно исследовано и документировано.
Это такое же революционное открытие, как и то, что слоны имеют большие ногти. Но это не значит, что эксперимент совсем не имеет ценности — исследователи на основе полученных результатов могут создать детальную модель того, как старение влияет на способность производить арифметические действия в уме (например, могут объяснить, почему изменения происходят).
Если полученные данные не используются для построения модели, тогда исследование может быть полезно с практической точки зрения. Например, послужить тому, чтобы побудить пожилых людей использовать калькулятор, когда они ходят за покупками. На протяжении всей книги приводятся примеры тестов на интеллект, многие из которых показывают, что снижение отдельных способностей связано с общим снижением интеллекта и их необходимо рассматривать с точки зрения приведенных выше соображений.
Это примеры, когда снижение отдельно взятой способности не идет рука об руку с общей картиной возрастных изменений, зачастую бывают более интересными.