Проблемы внимания, связанные со старением

Внимание — это способность сосредоточиваться на объектах окружающей среды и запоминать их, несмотря на отвлекающие стимулы (которые должны обрабатываться мозгом одновременно). Внимание проявляет себя в нескольких формах.Способность просто концентрироваться на предлагаемой задаче без отвлечения на что-либо еще называется поддерживаемым вниманием. В типичном тесте на эту способность от испытуемого требуется отвечать каждый раз, когда опреде-ленная буква появляется в непрерывном потоке букв, предъявляемом на экране компьютера.
Известно, что способность выполнять задания на поддерживаемое внимание хорошо сохраняется в старости: некоторое ухудшение существует, но оно незначительно (Salthouse, 1982). Следует также отметить, что пожилые люди предпочитают, чтобы зрительные задания на внимание занимали узкое поле зрения (Kosslyn, Brown and Dror, 1999).
Избирательное внимание — способность концентрироваться на предлагаемом задании, в то время как существуют другие отвлекающие стимулы. Популярный метод его тестирования — задание на зрительный поиск.
Участникам предъявляется ряд стимулов, например букв, и предлагается найти определенную букву. В случаях, когда в заданиях на зрительный поиск проявлялись возрастные различия, Уолш (Walsh, 1982) с помощью статистических методов показал, что замедление и утрата точности при выполнении заданий у пожилых людей не могут возникать исключительно из-за общего замедления передачи информации нейронами. Ключевым аспектом зрительного поиска является способность игнорировать несущественные аспекты при выполнении данного задания.
Это можно проиллюстрировать феноменом противоположного начала. Предположим, что участнику эксперимента дается задание обнаружить цель У, окруженную отвлекающими объектами X. Затем задача меняется: теперь X окружена отвлекающими внимание объектами У. Время обнаружения цели должно значительно возрасти, потому что предыдущее задание, в котором X надо было игнорировать, а объектом поиска являлась У, будет служить помехой.
Нет сомнения в том, что противопо-ложное начало является эффективным способом замедления реакции, но здесь интерес представляет наличие или отсутствие различий во влиянии противоположного начала на пожилых и молодых взрослых людей. Если пожилые оказываются менее подверженными тормозящему воздействию противоположного начала, это указывает на то, что их механизмы торможения недостаточны по сравнению с молодыми взрослыми, и данный факт мог бы указать на основной источник возрастной деградации.