Тесты на избирательное внимание

Большинство людей могут с ходу определить от двух до семи предметов (возможности отдельных людей сильно различаются). Это установлено, так как, когда ставится задача сосчитать, сколько предметов выведено на экран, людям требуется одинаковое время, чтобы на глаз определить малое количество предметов, а необходимое для ответа время возрастает четко с возрастанием количества предметов.Например, если человек может на глаз определить четыре предмета, то время его реакции на определение одного, двух, трех или четырех предметов будет приблизительно одним и тем же, но подсчет пяти предметов займет больше времени, а в случае предъявления двадцати предметов время реакции существенно возрастет.
Ватсон, Мэйлор и Менсон (Watson, Maylor and Manson, 2002) установили, что пожилые могут определять на глаз число предъявляемых им предметов при условии отсутствия факторов от влечения (не «факторов отвлечения внимания», а «факторов, отвлекающих внимание») внимания. Однако другие стороны этой способности могут быть относительно свободны от влияния старения (Basak and Verhaeghen, 2002).
В другом тесте на избирательное внимание Макдауд и Филион (McDowd and Filion, 1992) давали испытуемым задание на прослушивание кассеты с радиопьесой, в то время как проигрывался ряд звуков. Главным условием эксперимента являлось то, что участники должны игнорировать звуки и сконцентрироваться на пьесе.
Насколько успешно они справлялись с заданием, определялось с помощью измерения кожной электропроводимости и частоты пульса — если звуки игнорировались, то ни один из этих показателей не изменялся, когда появлялись звуки. После проигрывания первых звуков молодые люди начали игнорировать их, в то время как пожилые не могли этого сделать, и это наблюдалось на протяжении всего эксперимента. Кроме того, Фридман и др. (Friedman, Hamberger and Ritter, 1993) обнаружили, что при предъявлении повторяющегося стимула электрические потенциалы мозга были намного более выраженными у пожилых участников.
Сопоставимые результаты были получены Аменедо и Фернандо на ЭЭГ-диаграммах (Amenedo and Fernando, 1999), а также в исследованиях Бергмана и др. (Bergman et al., 1976) и Дубно и др. (Dubno et al., 1984), которые обнаружили, что пожилые люди показывают значительное снижение результативности, когда пытаются опознать звуковые сообщения, проигрываемые на фоне шума.
Это служит доказательством существования более серьезной проблемы внимания. Однако Мерфи и др. (Murphy, McDowd and Wilcox, 1999) продемонстрировали, что многие аку-стические эксперименты на внимание не могли адекватно учитывать возрастные изменения слуха пожилых участников. Когда громкость стимулов была увеличена, чтобы предусмотреть это отклонение, исследователи обнаружили сходную картину для пожилых и молодых испытуемых.
На момент написания книги это было совсем «свежее» открытие, и будет интересно наблюдать, как оно повлияет на дальнейшие экспериментальные разработки в этой области. Тем не менее оно подразумевает, что многие возрастные различия в исследованиях внимания могут быть продиктованы эффектом когорты.