Тест на понятийные процессы

Другой тест на понятийные процессы — задание типа «двадцать вопросов». Это версия игры, в которой участнику сказано, что экспериментатор загадывает какой-нибудь объект, и с помощью набора вопросов, на которые экспериментатор может отвечать только «да» и «нет», испытуемый должен выявить название объекта.Очевидно, что оптимальный метод — сузить область, задавая вопросы, которые постепенно ограничивают выбор альтернативы (например, «это животное?», «это млекопитающее?», «это домашнее животное?»).
Такой метод называется стратегия поиска ограничений, потому что выбор возможностей значительно ограничивается с каждым вопросом. В итоге, когда в списке остается несколько вариантов, лучше всего перейти к вопросу рассмотрения гипотезы, который называет определенный термин (например, «это собака?»). Если вопрос рассмотрения гипотезы задается, когда список все еще большой, то это глупый метод, потому что шанс попасть на правильный ответ слишком мал (например, спрашивать «это собака?», зная только, что это млекопитающее).
Денни и Денни (Denney and Denney, 1974) обнаружили, что пожилые люди значительно менее эффективно выполняют задание «двадцать вопросов». Им необходимо задать больше вопросов, чтобы достичь правильного ответа, в основном из-за того, что они задают меньше вопросов поиска ограничений. Пожилые люди также показывают невысокий результат при аналогичном задании, где им предлагается набор объектов, которые надо разделить на группы. Очевидно, что наилучшим методом было бы группирование объектов по основным категориям (например, «животные», «предметы мебели»).
Однако пожилые участники часто производят такие группировки, в которых связи между объектами кажутся наблюдателю нелогичными (Denney and Denney, 1973). Можно было бы утверждать, что снижение категоризации происходит вследствие нарушений памяти (т. е. пожилые люди не могут мысленно удерживать в голове од-новременно все, что им надо разгруппировать).
Тем не менее изменение нагрузки на память путем уменьшения количества объектов, которые нужно разгруппировать, не дало заметного результата (Rebok, 1987). Различия в уровне образования не могут дать полного объяснения (Cicirelli, 1976; Laurence and Arrowood, 1982).
Также не может это сделать групповое различие в знании того, как выполнять такой вид заданий, поскольку даже после того, как наилучший метод был продемонстрирован, пожилые люди все равно не использовали его так широко, как это делали молодые участники эксперимента (Hybertson et al., 1982).