Общее снижение g-фактора

Другое объяснение (и вероятно, наиболее удачное) состоит в том, что нарушение классификации связано с общим снижением g-фактора. Лоуренс и Арровуд (Laurence and Arrowood, 1982) сравнили результаты студентов университета (Торонто), пожилых выпускников того же университета и госпитализированных пожилых людей по заданию на классификацию.Никаких больших различий не было обнаружено между студентами и выпускниками, но обе эти группы значительно превосходили госпитализированную группу. Хотя данных по их IQ нет, разумно предположить, что уровень интеллекта у выпускников «хорошо сохранился» (это соответствует исследованиям сходных групп).
Следовательно, интеллектуальная деятельность по классификации, возможно, изменяется только вместе с общим интеллектом, как это происходит в случае с группой госпитализированных пожилых людей. Лоуренс и Арровуд также отмечают, что наиболее частой ошибкой (43%), которую допускали в госпитализированной группе, было словесное группирование — объекты связаны между собой, потому что они могут входить в одно предложение (например, «заяц ел морковку»).
Такое группирование почти не встречалось в двух других группах, которые также делали ошибки, но вызванные относительно незначительными погрешностями в логике. Таким образом, отягощенное старение может привести к качественным и количественным изменениям в интеллектуальной деятельности по классификации. Более того, Аренберг (Arenberg, 1982) в своем лонгитюдном исследовании показал, что результаты молодых людей в задании на формирование понятий улучшались в последующих экспериментах, в то время как результаты пожилых участников снижались.
Тем не менее можно наблюдать, что когда люди делают «ошибки» в заданиях на классификацию, они «не правы» только потому, что их классификация не согласуется с той, которую хочет получить экспериментатор.
Достаточно разумно поместить в одну группу зайца и морковку; и хотя при более широком рассмотрении это не самое красивое решение, но более забавное (впрочем, многим экспериментаторам не приходит в голову, что испытуемые могут искать забавные решения). Денни (Denney, 1974) утверждает, что пожилые люди делают ошибки при группировании объектов не из-за какого-то «изменения», а потому что они забыли признанный «правильным» способ группирования, который определяется образовательной практикой, и вместо него используют более «естественный» способ.
Это можно соотнести с уровнем образования и интеллектом, потому что люди с высоким уровнем образования и интеллекта чаще занимаются деятельностью, которая требует практики традиционного группирования, и, следовательно, сохраняют эти способы дольше, чем другие люди.