Задания на классификацию

Если происходит «неудача» при группировании, то необязательно это изменение настолько плохо, как могло бы показаться на первый взгляд. Например, снижение, наблюдаемое Аренбергом, не было существенным, пока участники не достигали 70 лет.Более обнадеживающее наблюдение: Лабуви-Виф и Гонда (Labouvie-Vif and Gonda, 1976) обнаружили, что пожилые люди могут в определенных обстоятельствах с помощью практики улучшать результативность классификации.
К тому же пожилые люди выполняют задания лучше, если задания имеют очевидный практический уклон, нежели являются чисто абстрактными. Например, Аренберг выявил, что пожилые люди лучше решают проблемы, в которых пищевые продукты разделялись на группы по категориям «безопасный» — «ядовитый», чем когда существуют структурно идентичные проблемы образования множеств из абстрактных форм.
Критики могут сказать, что исследования, описанные выше, являются относительно «мягкими» заданиями на классификацию. Там, где добавляется сложность (например, если требуется перейти от категоризации объектов одним способом к категоризации другим), возрастные различия становятся более значительными, и существуют доказательства того, что это вызвано различиями в деятельности лобных отделов (например, Kramer et al., 1995; Levine, Stuss and Milberg, 1995).
Однако эти более сложные задания также могут потребовать привлечения других мыслительных процессов, и сомнительно, что они будут тестировать ту же самую интеллектуальную деятельность. Также следует отметить, что возрастные раз-личия становятся более заметными при определенных приемах категоризации. Например, Филотео и Мэддокс (Filoteo and Maddox, 2004) установили, что если категоризация основывалась на выявлении закономерностей по определенным правилам, то возрастные различия сказывались на результатах меньше, чем тогда, когда категоризация основывалась на обобщении информации.
Аналогичным образом Руссо и Роджерс (Rousseau and Rogers, 2002) показали, что различия между более молодыми взрослыми и пожилыми людьми, которые в экперименте сперва разрабатывали гипотезу относительно категоризации предъявленных заданий и затем проверяли ее, были невелики, но, когда нужно было «создать общее пред-ставление», возрастные различия становились более явными. Это указывает на то, что если люди придерживаются проверенных и испытанных работающих методов, то возрастные различия могут оказаться сведенными к минимуму.