Творческие люди становятся жертвами своего собственного успеха

Одна из возможных причин — творческие люди становятся жертвами своего собственного успеха. Ученые, которые имеют высокие достижения в своей области, скорее всего, быстро «поднимаются» до руководства отделами или исследовательскими группами.В этом случае большая часть экспериментальной работы переходит к ассистентам, в то время как глава отдела все больше занимается административными вопросами. Таким образом, наградой выдающемуся ученому за успех может быть ограничение его будущей деятельности в своей области, что, в свою очередь, вызывает снижение его творческих способностей. Вероятно, другие критерии применимы к выдающимся деятелям искусства. Во-первых, намного больше, чем ученые, артисты зависят в своем успехе от мнения критиков и публики.
Соответственно ценность артиста (любого типа) зависит от того, что модно (или популярно) в определенное время, и, чтобы считаться творческой натурой, артист должен следовать моде и/или быть ее создателем. Во-вторых, мало кто из артистов способен продолжать работать, если его искусство не вознаграждается. Соответственно, если они не достигают успеха в молодости, они, скорее всего, отказываются от постоянной творческой деятельности и ищут другое занятие. Из этих двух предпосылок следует, что творческий человек обычно удо- стоивается внимания как яркий представитель популярного течения на ранней стадии своей карьеры.
Очевидно, что артисты стремятся нажить на этом капитал и, конечно, становятся все более зависимы от этой моды. Однако времена меняются, и любой человек искусства неизбежно переходит в разряд «немодных».
Чем большим успехом он обладал, тем более «немодным» он может оказаться для публики в будущем. Одним словом, преуспевающие мастера «подрываются на собственной мине» (превосходное беллетристическое описание этого явления см. в, к сожалению, недооцененном романе «Angel», Taylor, 1957). Единственное решение для большинства творческих личностей — идти в ногу с модой.
Поскольку это предполагает радикальные изменения в стиле, их творчество, скорее всего, страдает. Скорость, с которой происходят эти изменения, различна для разных областей творчества.
Люди, увлекающиеся поп-музыкой, скажут, что обычно этот цикл равен трем-четырем годам. Тем не менее в любой области всегда есть артисты, создающие неподвластные времени шедевры, которые оказываются выше переменчивой моды.
Таким образом, причины изменений в творческих способностях на протяжении жизни могут быть связаны скорее с образом жизни и требованиями специальности одаренных людей, нежели старением самим по себе. Пожилые люди могут «потерять» свои творческие способности, потому что в молодости они достигли слишком многого.