Роль творческих способностей в повседневной жизни

Вышеизложенные аргументы касаются выдающихся людей, но они не отрицают роли творческих способностей в повседневной жизни. Важно отметить, что даже там, где исследования выявили снижение творческих способностей в старости, никто не ставит под сомнение само их присутствие в этом возрасте. Это обстоятельство объясняет, почему пожилые люди берутся за кисточки и краски.Оно противоречит утверждениям некоторых защитников творческих способностей о том, что в классической психологии считают пожилых миновавшими пик своих способностей и лишенными творческих сил.
Дело обстоит иначе: по объективным показателям творческая деятельность в старости обычно ослабляется. Никто не говорит, что она прекращается или что стариков следует отстранять от творческой работы. Фактически существуют веские доказательства того, что занятия творчеством (например, живопись, сочинение и т. д.) имеют большое значение для пожилых людей и рассматриваются как показатель высокого уровня благополучия и самоуважения человека (например, Hickson and Housley, 1997; Weisberg and Wilder, 2001).
Эффект сохранения по Ж. Пиаже Папалия (Papalia, 1972) показал, что пожилые люди недостаточно успешно выполняют задание на сохранение по Пиаже (названное в честь его создателя Пиаже). Это удивительный факт, потому что большинство 7-летних детей могут успешно справляться с таким упражнением. Задание, о котором идет речь, позволяет судить о знании участников, что два предмета одного объема остаются равного объема, даже если один из них изменяет форму.
Испытуемому показывают два шарика из глины для лепки одного размера и формы, и он убеждается в том, что оба шарика сделаны из одного и того же количества глины. Затем экспериментатор скатывает один шарик в виде «колбаски» и спрашивает испытуемого, содержат ли оба объекта одинаковое количество глины, на что ответом должно быть «да» (педанты скажут, что мы игнорируем очень маленькое количество глины, оставшееся на руках и поверхности стола во время раскатывания).
Странно, что старение должно быть причиной того, что человек не может справиться с таким простым заданием (и действительно, Пиаже считал это невозможным).
Ухудшение не ограничивается проблемой сохранения вещества. Например, Макдональд и Стюарт-Гамильтон (McDonald and Stuart-Hamilton, 2002) осуществили реконструкцию другого исследования Пиаже, в котором участников эксперимента сажали за стол, на котором была установлена модель трех гор, каждая из которых имела легко узнаваемые отличительные черты (на одной была снежная вершина, на другой стоял дом и т. д.). Испытуемым был предъявлен ряд видов этой модели с различных точек вокруг стола.
Когда их попросили показать, какой вид соответствует их собственному положению за столом, они отвечали безошибочно. Однако если затем их просили указать вид, который открывается на модель манекену, сидящему на другом месте за столом, участники эксперимента допускали ошибки. Некоторые из этих ошибок были просто ошибками, связанными с ориентацией в пространстве (т. е. они выбирали ракурс, приблизительно соответствующий тому, что «видит» манекен, но вместе с тем их выбор был неточным).