Эгоцентрические ошибки

Вместе с тем примерно 15% пожилых участников эксперимента выбрали тот вид, который открывался им самим. Такой вид ошибок — они называются эгоцентрическими — нелогичен и наблюдается помимо этой возрастной группы только у маленьких детей (как правило, до восьми лет).Аналогичные любопытные ошибки были обнаружены и при реконструкции других задач Пиаже, например рассуждений о морали (McDonald and Stuart-Hamilton, 1996) и анимизма — ложного убеждения, что некоторые неодушевленные предметы являются живыми (McDonald and Stuart- Hamilton, 2000). Конечно, пожилые люди, которые не справляются с пиажетиан- скими заданиями, не обязательно не способны их выполнять, поскольку их можно легко научить этому (Blackburn and Papalia, 1992).
Хупер и др. (Hooper, Fitzgerald and Papalia, 1971) предполагают, что способности, необходимые для выполнения пиажетианских заданий, могут утрачиваться в обратном направлении тому порядку, в котором они приобретались в детстве, и могут быть также тесно связаны с изменениями подвижного и кристаллизованного интеллекта.
Однако недавнее исследование, сделанное Макдональдом и Стюарт-Гамильтоном (например, Stuart-Hamilton and McDonald, 1996,1999, 2001), предлагает более сложную версию. Если оценить выполнение людьми большого разнообразия пиажетианских заданий, то будет возможным создать «пиажетианский результат» (т. е. общее число правильно выполненных тестов).
Он даст более точный прогноз возраста испытуемых, нежели их результаты тестов на интеллект (Stuart-Hamilton and McDonald, 1996). В свою очередь, лучшим прогностическим критерием пиажетианского результата будет личная мера, называемая потребность в познании (Stuart-Hamilton and McDonald, 1999), — стремление, которое побуждает человека искать требующих интеллектуальных усилий задач как часть своего образа жизни, противопоставляя их действительному уровню своего интеллекта.
В целом это подразумевает, что изменение в исполнении пиажетианских заданий может отражать уровень увлеченности тестами на интеллект и (за отсутствием более удачного выражения) «интеллектуальный образ жизни». Когда человек стареет, он становится все менее заинтересованным в интеллектуальных поисках и его методы и стиль мышления изменяются (никакого значимого суждения под этим не подразумевается, см. главу 7). Такие изменения достаточно тесно связаны с результатами тестов на интеллект, но это может быть и случайным.
До некоторой степени это перекликается с доводом Лабуви-Вифа (Labouvie- Vief, 1992), который предлагал понятие постформального мышления. Это стадия интеллектуального развития, которая, как утверждается, наступает в период зрелости, после стадии формальных операций (последняя стадия теории развития Пиаже, на которой люди начинают мыслить абстрактными терминами).
Формальные операции очень систематичны и зависят от логических процессов. Однако можно утверждать, что люди не всю свою жизнь следуют логике и что многие решения принимаются не только логически, но и под влиянием эмоций и субъективных ощущений. Соответственно постформальное мышление в некотором роде уравновешивает логику и эмоции, и в некотором отношении обсуждение вопроса о нем подобно дискуссии о мудрости (см. ранее в этой главе).