Обзор исследований интеллекта и методов его тестирования

Были предложены различные модели изменений при старении, в том числе теория невостребованности (интеллектуальные функции снижаются, потому что они недостаточно практикуются) и гипотеза общего замедления (изменения вызваны замедлением в передаче информации нейронами).ервая в известной степени обоснована (особенно посредством проблемы компенсации), но не дает ясного объяснения того, почему некоторые люди, продолжающие работать, все равно обнаруживают утрату интел-лектуальных навыков. Вторая теория поддерживается оригинальными данными (особенно графики Бринли), но они также предполагают, что по крайней мере некоторая вариативность в способностях остается необъясненной. Снижение в таких специфичных функциях, как внимание, понятийная организация, творческие способности и выполнение пиажетианских заданий, было хорошо изучено и описано.
Тем не менее во всех случаях эффекты когорты или изменение образа жизни могут серьезно влиять на результаты. Действительно, было бы трудно, а может, и невозможно решить, насколько обнаруженные изменения есть следствие эффекта когорты, нежели «чистого» старения.
Рекомендуемая литература
Пожалуй, наилучший (и наиболее доходчивый) обзор исследований интеллекта и методов его тестирования предложен Диэри (Deary, 2001); несмотря на небольшую величину, эта книга охватывает широкий спектр проблем и легко читается. Более сложным и фундаментальным трудом, охватывающим многие области, о которых шла речь в этой главе, является публикация Перфекта и Мэйлора (Perfect and Maylor, 2000).
Нужно предупредить читателей, что для знакомства с этим всесторонним исследованием требуется хорошее знание психологии и статистических методов. То же следует сказать и о превосходном критическом обзоре методологических проблем при тестировании пожилых людей, данном Херцогом и Нессельроудом (Hertzog and Nesselroade, 2003). Солтхаус (Salthouse, 1991а, 1991b, 1992а, 1992b) создал весьма исчерпывающий (и утомительный) критический обзор литературы по старению и интеллекту.
Тем не менее с этими работами необходимо ознакомиться каждому, кто стремится разобраться в определяющих тенденциях в психологических исследованиях старения и интеллекта. Некоторые из классических журнальных публикаций и главы книг по психологии старения, особенно когнитивного старения, можно будет отыскать исключительно с помощью межбиблиотечного обмена или как-то иначе.
Опубликованный под редакцией Лотона и Солтхауса (Lawton and Salthouse, 1998) сборник «Essential Papers on the Psychology of Ageing» содержит множество широко цитируемых статей и может быть настоятельно рекомендован. Более критический анализ проблем, касающихся тестирования пожилых, предлагается автором этих строк в главе 7 данной книги и другой публикации (Stuart-Hamilton, 1999b).
Читателям, желающим получить общее представление об изменениях в интеллекте на протяжении всей жизни, горячо рекомендуем Turner and Helmes (1995). Более краткий обзор представлен Stuart-Hamilton (1999а).