Старение и память

Исследование психологии памяти породило огромное количество понятий и специальных терминов, и необходимо сделать краткий обзор по крайней мере части из них, перед тем как перейти к изучению влияния старения на процессы памяти. Многие люди убеждены в том, что память — это единый процесс: т. е. все запоминается одним и тем же способом.Это мнение ошибочно, так как путем физиологических исследований установлено, что разные виды памяти (на слова, изображения, движения) хранятся в анатомически различных отделах мозга (см. главу 1). Более того, психологи обнаружили, что эти структуры памяти ведут себя также по- разному. Соответственно когда исследователи говорят, например, о «вербальной» или «зрительной» памяти, они могут быть уверены, что обсуждают анатомически и функционально различные структуры.
Один из наиболее простых способов классифицирования памяти — по отрезку времени, в течение которого она сохраняется, и обычно это означает разделение на кратковременную память (КВП) и долговременную память (ДВП).
Кратковременная память — это временное хранение информации, поступившей совсем в недавнем прошлом: т. е. не более чем несколько минут назад, а обычно и в более короткий период (т. е. последние несколько секунд). В классическом тесте на кратковременную память требуется, чтобы экспериментатор прочитал список букв, цифр или слов, а участник повторил их.
Самый длинный список необходимого для запоминания (НДЗ) материала, который можно повторить правильно, называется объемом памяти. Объем памяти изменяется в соответствии с природой НДЗ предметов, и, следовательно, в тесте обычно указывается, какой материал используется. Так, цифровой объем обозначает память на цифры, словесный объем — память на списки слов и т. д.
Одна из проблем, связанных с классическими экспериментами на объем, состоит в том, что они не очень реалистичны: люди редко посвящают свое время изучению произвольных списков. Другой важный момент — кратковременная память непостоянна: если не делать специальных попыток, память постепенно исчезает в течение короткого времени.
Популярное объяснение того, почему существует кратковременная память и как она может функционировать, представлено в модели оперативной памяти Бадели и Хитча (Baddeley and Hitch, 1974). Оперативная память определяется как временное хранение информации, которая необходима для такой деятельности, как изучение, рассуждение и понимание (Baddeley, 1986, р. 324).
Таким образом, типичные задания на оперативную память — это те, в которых человек должен удерживать в голове небольшое количество информации в течение короткого времени и одновременно выполнять дальнейшие мыслительные операции, основываясь на имеющемся материале или на других приходящих материалах (Morris, Craik and Gick, 1990, p. 67).