Долговременная память

Долговременная память призвана быть постоянным хранилищем информации. Вопросы, имеет ли она максимальный объем и как информация исчезает из нее, остаются без ответа. Однако точно можно сказать, что у людей, не страдающих от амнезии, «существенная» и «повседневная» информация никогда не исчезает.Например, люди не забывают свой родной язык, свое имя, столицу Франции и как заниматься своим туалетом. По всей вероятности, это происходит потому, что такая информация очень важна для них и/или она так часто повторяется (выполняются операции удержания материала в памяти, улучшающие его запоминание), что формирует сильные, устойчивые записи в памяти.
Тем не менее часть информации исчезает из долговременной памяти (например, старые адреса, телефонные номера и т. д. обычно забываются, когда друзья уезжают). Эта теряемая информация обычно либо уже устарела и была заменена, либо она не важна и, следовательно, редко повторяется. Классический тест на долговременную память тот же, что и на объем кратковременной памяти, за исключением того, что испытуемому требуется удерживать в памяти НДЗ материал в течение долгого времени (обычно от 30 минут до нескольких дней).
Если читатель удивится, почему участники не забывают НДЗ материал, как это происходит в эксперименте на кратковременную память, ответ очень прост — участников поощряют повторять его.
Другой метод классифицирования памяти — деление на эпизодическую и семантическую память (Tulving, 1972). Эпизодическая память — форма памяти на определенные эпизоды (обманчиво похожее понятие — автобиографическая память, обозначающая память на события личной жизни). Семантическая память — память на значения как концептуальные структуры знаний.
Память также разделяется на эксплицитную и имплицитную (Graf and Schachter, 1985). Их различие — в сознательном (например, попытка вспомнить дату битвы при Ватерлоо) или бессознательном припоминании и узнавании. Например, один из методов тестирования имплицитной памяти — предъявлять испытуемому список слов под видом психологического задания (например, сортировать слова в соответствии с уровнем зрительных образов, которые они вызывают). Затем участнику дается задание на завершение слов, в нем нужно назвать слово, известное только по первым буквам (например, «завершите БЕЛ »).
Скорее всего, испытуемый назовет то слово, которое он встретил в предыдущем списке (например, «БЕЛКА», а не «БЕЛЫЙ»), даже если он не знает, что использовал эти воспоминания. В других случаях имплицитная память может проявить себя в форме выводов, которые сделаны в значительной степени независимо от того, хранились они в памяти явно или нет.
Например, человек может легко ответить на вопрос «Элтон Джон имеет две ноги?», экстраполируя из памяти неосознанный комплекс имеющихся у него знаний о том, что Элтон Джон — поп-певец; поп-певцы — люди, а люди — двуноги. Одним словом, человек может «вспомнить» о том, что сэр Элтон имеет две ноги, даже если это не хранится как явное утверждение факта.