Cпособность планирования и наблюдения

Описанные выше области памяти косвенно касаются способности планирования и наблюдения. Одно из наиболее распространенных применений памяти — помнить о том, что надо сделать что-то в будущем, или память о намерениях. Понятийно с этой формой связана метапамять, которая является знанием о собственной памяти — ее возможностей, как лучше запоминать материал, и т. д.Системы памяти можно рассматривать с точки зрения того, как они работают: например, как сохраняется информация (кодирование) и как она воспроизводится. В психологии развернута большая дискуссия о том, теряется ли информация при неэффективном кодировании или неэффективном декодировании.
Гипотезу неэффективного кодирования можно сравнить с библиотекой, где неумелый би-блиотекарь кладет книги на полки неправильно, в результате чего их поиск будет затруднен. Точно так же информация, которая закодирована неправильно, будет утеряна, потому что ее будет невозможно «возвратить». Аргумент неэффективного возвращения состоит в том, что воспоминания теряются, потому что, хотя они и хранятся должным образом, их поиск неэффективен.
Если вернуться к аналогии с библиотекой, это то же самое, что послать человека с тяжелой формой дизлексии (неспособности к чтению) искать книгу. Эта проблема особенно важна при обсуждении воспоминаний у людей с деменцией (см. главу 6).
Память можно тестировать различными способами. Самые распространенные — воспроизведение и узнавание. Первый .требует от испытуемого назвать как можно больше предметов из списка НДЗ-материала. В задании на прямое воспроизведение участник успешно выполняет задание, только если все НДЗ- объекты были названы в том же порядке, в каком они предъявлялись (например, НД3-объекты — 17654; участник должен вызвать из памяти 17654; 71546 уже недостаточно).
В задании на свободное воспроизведение сохранение порядка не имеет значения (следовательно, 71654, 71546, 56147 или любая другая перестановка этих цифр будет одинакова допустима). Задание на узнавание считается более простым, чем задание на воспроизведение. Оба задания начинаются с предъявления НДЗ-материала.
Однако в задании на узнавание память участника тестируется, когда ему требуется выбрать уже виденные объекты (цели) из списка, в котором также есть объекты, не включенные в первый список (отвлекающие объекты). Участники обычно вспоминают больше предметов в задании на узнавание, чем на воспроизведение, потому что в первом случае нагрузка на память меньше (стоит также отметить, что процессы узнавания и воспроизведения наверняка контролируются различными механизмами).
В задании на воспроизведение с подсказкой участнику фактически дается намек на ответ (на-пример, ему может быть дана одна или несколько первых букв НДЗ-слова).
Таким образом, кратко рассмотрев некоторые специальные термины, теории и методы, используемые в исследовании памяти, теперь обратим свое внимание на то, как старение влияет на память.