Старение и кратковременная память (КВП)

Если рассматривать основной тест на объем КВП (в котором участник просто повторяет то, что экспериментатор только что сказал или показал), то разные исследования продемонстрировали статистически значительное, но тем не ме-нее небольшое снижение в старости (Craik and Jennings, 1992; Craik et al., 1995).Однако когда выдвигались какие-либо дополнительные требования к участникам, то влияние возраста в большинстве случаев становилось гораздо более заметным (Cohen, 1996; Craik, 1986).
Один из методов сделать задание на КВП более сложным — это процедура обратного порядка, где от участника требуется повторить предметы в порядке, обратном их появлению (например, НД3-объекты — 75123; участник должен ответить 32157). Бесспорно, это сложнее, чем прямое воспроизведение, поскольку участники должны сохранять в памяти объекты в их правильном порядке, в то же время вычисляя, что будет при обратном порядке (в сущности, это тест на оперативную память).
Бромли (Bromley, 1958) наблюдал, что пожилые люди значительно хуже справляются с этим заданием. Этому было предложено несколько объяснений. В соответствии с одним из них данное явление обусловлено тем, что в прямом и обратном списке предметы одинаковы, их легко перепутать и, следовательно, создать ошибочное сочетание.
Эта гипотеза предполагает неспособность планировать умственные материалы и одновременно задачи, связанные с функциями лобных долей (см. Thompson-Schill et al., 2002). Таким образом, подобно тому как снижение функций лобных долей может значительно влиять на другие когнитивные задачи (см. главу 2), оно может влиять и на память.
Невозможность сделать различие между лишней и необходимой информацией иногда называется гипотезой дефицита торможения. Эта гипотеза также может быть продемонстрирована в задачах на оперативную память, в которых пожилые участники эксперимента показали непропорциональное отставание на завершающих этапах эксперимента, поскольку ранее заученные перечни заданий, необходимых для запоминания предметов, плохо припоминались и путались с запомненными новыми перечнями заданий, необходимых для запоминания (Bowles and Salthouse, 2003).
Хедден и Парк (Hedden and Park, 2001) также показали, что пожилые испытывают особую трудность в различении вещей, перечисленных в старых и новых списках, необходимых для запоминания.