Воспроизведение перечней букв в правильной последовательности

Баулз и Солтхаус (Bowles and Salthouse, 2003) установили, что она не объясняет все различия в тестах на память, а Берк, Макей и Джеймс (Burke, Mackey and James, 2000) отмечают, что может быть сложно дать точное определение понятию «торможение».Мэйлор и Хенсон (Maylor and Henson, 2000) установили, что эффект Раншбурга при выполнении задания на воспроизведение перечней букв в правильной последовательности у пожилых был более выражен, чем у молодых. Эффект Раншбурга состоит в ухудшении памяти, когда в списке, необходимом для запоминания, встречаются повторы элементов (например, АТИАБФ припоминается труднее, чем АТИМБФ).
Высказывается предположение, что это происходит потому, что процессы торможения имеют тенденцию препятствовать повторам. Если у пожилых процесс торможения ослабляется, можно ожидать, что эффект торможения должен быть у них менее выраженным, но, как показали Мэйлор и Хенсон, справедливо обратное. Таким образом, состояние процесса торможения является хорошим, но не единственным предвестником старения памяти.
Возвращаясь к относительной трудности, которую представляет для пожилых воспроизведение запомненного материала в обратном порядке, ее можно также объяснить тем, что с возрастом у людей может ухудшаться возможность умственной переработки информации и у пожилых просто не хватает «места», необходимого для манипулирования данными НДЗ (см. Morra, Vigliocco and Penello, 2001).
В уточнение этого можно сказать, что данные передаются в ДВП для перегруппировки, потому что объема памяти «подчиненной системы» явно недостаточно. Либо данные теряются в процессе передачи, либо ДВП каким-то образом не справляется с их хранением так, как надо. Это положение подкрепляется результатами Морриса и др. (Morris et al., 1990). Они давали традиционное задание на оперативную память молодым и пожилым участникам эксперимента, которым необходимо было запомнить краткий список слов, одновременно решая, является ли простое высказывание верным или неверным (например: «Воробьи строят гнезда»).
Последующее припоминание этих слов пожилыми участниками эксперимента было значительно хуже, чем молодыми, при этом величина различий возрастала с увеличением количества слов, которые необходимо было запомнить за один раз. Моррис и др. утверждают, что это возрастное различие имеет место потому, что молодые участники эксперимента не только кодируют информацию в оперативной памяти, но и отсылают копию записанного в хранилище ДВП. Если записанное в оперативную память утрачивается, молодые участники эксперимента могут извлечь запасную копию из ДВП. Между тем у пожилых участников эксперимента меньше способностей к изготовлению копии, потому что для этого у них либо не хватает «емкости ума», либо их у них что-то не так с ДВП (см. следующий параграф).
Таким образом, либо запомненное не может сохраниться в хранилище оперативной памяти, либо не может сохраниться вообще, либо в лучшем случае оно сохраняется неточно. Отметим, что логическим выводом из этого утверждения является то, что хранилища КВП у пожилых и молодых могут быть одинаково эффективными — различие заключается в том, что у пожилых может быть ослаблена кодировка и/или стратегии извлечения из памяти.