Убедительные свидетельства возрастного спада

Хотя выполнение заданий на КВП, например, демонстрируют убедительные свидетельства возрастного спада, по этому поводу следует сделать одно важное замечание. Некоторые исследователи используют различие между прямым и обратным воспроизведением в качестве точки отсчета при определении возрастного спада.Между тем Райан, Лопес и Паоло (Ryan, Lopez and Paolo, 1996) полагают, что в различных сериях тестовых испытаний это различие слишком непостоянно, для того чтобы использовать его как эталон. Грегуар и Ван дер Линден (Gregoire and Van der Linden, 1997) не останавливаются на этом и утверждают, что величина эффекта не зависит от возраста (это подтверждают также и Майерсон и др. (Му- erson et al., 2003)).
Впрочем, это не единственная проблема памяти у пожилых людей. Исследование Бельмонта и др. (Belmont, Freeseman and Mitchell, 1988) предполагает, что пожилые люди могут кодировать информацию в КВП, используя менее эффективные приемы. Это касается процесса запоминания, называемого разбиванием. Если имеется длинная строка (>4) НДЗ-объектов, то их легче мысленно разбить на серию групп по 3-4 объекта, чем запоминать одной длинной строкой. Например, вместо того, чтобы запоминать 345172986142 как 345172986142, лучше будет думать о них как о трехэлементных блоках 345 172 986 142. Именно этот принцип используется при присвоении номеров кредитным картам и телефонам. Бельмонт и др. показали, что пожилые люди реже, чем молодые, разбивают длинные списки цифр, когда пытаются их закодировать.
Однако следует отметить, что некоторые пожилые участники делают разбиение и их результаты были столь же хороши, как и лучшие результаты молодых участников. Другие исследователи также отмечали, что пожилые люди не сортируют НДЗ-объекты и что без подсказки они не уделяют объектам такого пристального внимания.
Другими словами, они не обрабатывают объекты достаточно «глубоко» (например, Craik and Rabinowitz, 1984; хотя в Salthouse, 1991b утверждается, что данные о возрастных различиях в глубине обработки вызывают сомнения из-за методологических изъянов в рассматриваемых исследованиях). Более того, пожилые люди могут на более общем уровне менять свои стратегии запоминания.
Например, Бребьон и др. (Brebion, Smith and Erlich, 1997) утверждают, что когда имеется задание на оперативную память, в котором необходимо запомнить набор НДЗ-объектов и в то же время выполнить задание на понимание предложения, пожилые участники часто делают большее ударение на понимании, чем на запоминании.