Старение и долговременная память

Предположим, что человека попросили вызвать из памяти список 15794. Он может представить, как входит в свой дом. 1 торчит из почтового ящика, а 5 — из подставки для зонтов.Когда он входит в гостиную, 7 сидит на диване, в то время как в следующей комнате 9 наливает себе большой стакан виски. Входя в кухню, он видит, что 4 чистит картошку. Цель этого метода — сделать каждый образ как можно более ярким и соответственно более запоминающимся.
Смит и др. (Smith et al., 1984; цитируется в Rebok, 1987), используя в качестве участников уроженцев Берлина, обнаружил, что они могли увеличить объем цифровой памяти, если использовали знакомые берлинские улицы как местоположения.
Херман, Ри и Андржеевски (Herrman, Rea and Andrzejewski, 1988) также сообщали об улучшении в памяти пожилых участников после тренировки, но отмечали, что тренировка помогала только в рассматриваемом задании на определенную память — преимущества не распространялись на другие формы памяти. Например, улучшение объема цифровой памяти автоматически не помогало запоминать картинки. Этот результат отмечался для всех возрастных групп (т. е. этот феномен принадлежит не только старению).
Нужно также помнить, что метод местоположений используется более эффективно молодыми людьми, нежели пожилыми. Например, Линденбергер и др. (Lindenberger, Kliegl and Baltes, 1992) обнаружили, что пожилые участники хуже, чем молодые, справляются с заданием, использующим метод местоположений, даже при сравнении опытных пожилых графических дизайнеров (с хорошими пространственными способностями) с молодыми людьми без специальных простран-ственных способностей.
Зингер, Линденбергер и Болте (Singer, Lindenberger and Baltes, 2003a) сообщили о весьма скромных улучшениях работы памяти у самых старых людей (75 лет и старше) после того, как они прошли тренинг по приемам мнемоники. Между тем для более молодых пожилых лицтренинги на запоминание могут быть эффективными и способствуют удержанию информации в памяти (по меньшей мере, в течение восьми месяцев, как было показано в исследовании Дер- вигера, Нили и Бэкмана (Derwinger, Neely and Backman, 2005), в целом тренировка рассматривается как действенное средство улучшения памяти (например, Caval- lini, Pagnin and Vecchi, 2003).
Как упоминалось во введении, основные задания на ДВП и КВП идентичны, за исключением того, что различается временной промежуток между предъявлением НДЗ-объектов и просьбой их воспроизвести. В то время как возрастные различия в основных заданиях на КВП являются существенными, но небольшими, в случае ДВП они резко выражены (Albert, 1988).
Это неудивительно, поскольку большая часть информации, направляемая в ДВП, сначала обрабатывается в КВП, и любые дефекты КВП могут усугубляться со временем и сохраняться в ДВП до того, как информация будет воспроизведена. Тем не менее большинство последних работ по старению передвинулись с бесплодного «лабораторного изучения» долговременного сохранения произвольных списков слов и цифр к более реалистичным повседневным заданиям на память, и именно им мы хотим уделить особое внимание.