Отдаленные воспоминания

Отдаленные воспоминания — это память на неавтобиографические события, которые сопровождали жизнь человека. Обычно она тестируется, когда участникам дается список имен и/или описаний событий, которые были «в центре внимания» последние лет пятьдесят или более, и просят указать, что они могут вспомнить.Создатели теста предприняли несколько мер предосторожности. Во-первых, чтобы помешать людям получить максимальный результат, просто отвечая на все вопросы «да», в список были включены несколько вымышленных имен и/или событий («Принц Вавилонский», «Убийство короля Руритании Марво» и т. д.). Более сложная проблема — гарантировать, что участники искренне узнают отдаленное воспоминание, а не недавно сохраненную информацию. Приведем пример: большинство англичан в возрасте старше сорока могут вспомнить победу Англии в Кубке мира по футболу в 1966 г. (они выиграли у Западной Германии в финале со счетом 4:2).
Следовательно, было бы разумным включить вопрос «Выиграла ли Англия у Германии со счетом 4 : 2 в финале Кубка мира в 1966 г.?» в тест на отдаленные воспоминания. Однако будет совершенно невероятным предполагать, что люди, ответившие правильно, обращались к воспоминаниям, заложенным в 1966-м и с тех пор не использовавшимся.
Скорее это происходит потому, что основные моменты этого события часто повторялись с тех пор на телевидении. Следовательно, участник мог ответить «да», основываясь на информации, полученной из новостей на прошлой неделе. Таким же образом участник, которому лишь 20 лет и который не мог видеть матч во время его проведения, также будет способен ответить правильно.
По аналогичным причинам любое событие, которое является «слишком известным», следует исключить из теста на отдаленные воспоминания, потому что оно скорее присуще общему знанию.
Чтобы избежать этой проблемы, нужно выбирать менее известные имена и события. Однако если будут выбраны совсем малоизвестные объекты, тогда возникнет вероятность того, что никто о них не слышал.
К счастью, в средствах массовой информации есть хорошая традиция (с точки зрения экспериментаторов) делать некоторых людей очень известными на короткий срок, после чего их предают забвению. Это ни в коей мере не уменьшает их достижений — часто очень значительных, но неизбежная жажда новостей о приходе новых героев вызывает перемещение внимания.