Свидетельства очевидцев

Как предлагает название, свидетельство очевидца обозначает способность помнить информацию о случае, который когда-то произошел на его глазах. В реальной жизни воспоминания очевидца формируют основу многих судебных дел и экспериментальная оценка свидетельств очевидца обычно сводится в представлении участнику разыгрываемого происшествия либо «вживую», либо на видеопленке (следственный эксперимент).В основном пожилые люди так же хорошо, как молодые, помнят основные моменты происшествия, но показывают некоторое ухудшение в запоминании относительно второстепенных моментов, таких как детали одежды главных героев (например, Adams-Price, 1992). Если рассматривается вся воспроизведенная информация, то проявляется ощутимое возрастное различие (Yarmey and Yarmey, 1997), причем отнюдь не в пользу надежности пожилых людей как свидетелей.
Это подтверждается данными Коксона и Валентайна (Coxon and Valentine, 1997). Они сравнивали ответы пожилых и молодых людей, а также детей на серию правильных и вводящих в заблуждение вопросов о видеозаписи преступления, свидетелями которого они были. Было обнаружено, что и дети, и пожилые люди справились с заданием хуже, чем молодые. Более того, пожилые люди ответили на меньшее количество правильных вопросов, чем дети. Зато они дали меньше неправильных ответов и были так же относительно невосприимчивы к обманчивым вопросам, как и молодые люди. Между тем ис-следование Карпеля, Хойера и Тоглии (Karpel, Hoyer and Toglia, 2001) установило, что пожилые более восприимчивы к вводящей в заблуждение информации по поводу эпизода кражи.
Помимо того что они выдавали за «факты» больше ложной информации, их уровень уверенности в том, что эта ложная информация является подлинной, был существенно выше, чем у молодых взрослых. Частично проблемы свидетельских воспоминаний у пожилых людей могут быть связаны с дефицитом восприятия. Определенно, когда этот показатель контро-лируется, тогда по крайней мере часть возрастных различий уменьшается или исчезает (см. Searcy, Barlett and Memon, 1999).
Впрочем, разумеется, в реальных ситуациях эти сенсорные дефициты не могут быть скомпенсированы.
Специфические характеристики памяти очевидцев также показывают возрастные различия. Например, Мемон и др. (Memon et al., 2003) показывали участникам эксперимента видеозапись происшествия, а затем просили указать виновного, предъявляя серию фотографий.
Если промежуток между демонстрацией видео и опросом составлял полчаса, молодые и пожилые участники эксперимента отвечали с одинаковой точностью. Однако, если опрос производился неделю спустя, пожилые отвечали гораздо менее точно и чаще выбирали фотографию человека, не имеющего отношения к происшествию, если в наборе не было фотографии истинного виновника.