Важнейшая черта свидетельства очевидца

Важнейшая черта свидетельства очевидца — это запоминание источника какого-то события или фразы (кто что сказал). Фергюсон, Хаструди и Джонсон (Ferguson, Hastroudi and Johnson, 1992) показали, что пожилым людям гораздо сложнее помнить источник.Участники, слушая наборы слов, запись которых воспроизводилась стереосистемой, должны были запомнить, какие именно слова и какой именно диктор произносил. Для пожилых людей было сложнее еделать это, когда оба диктора были одного пола и даже когда дикторы различались по полу, другие перестановки также ухудшали воспроизведение (хотя в этом случае у молодых людей оно улучшалось).
Это означает, что пожилые участники не могут использовать весь круг информации, который используют молодые. Хотя и не сам эксперимент, но эти его данные имеют очевидную связь с проблемами воспроизведения деталей информации о различных местах и людях. Кроме того, в своем обзоре литературы Коэн и Фолкнер (Cohen and Faulkner, 1989) отмечали, что пожилые люди больше склонны верить тому, что интерпретация события — это подлинные воспоминания о событии (см. также Kensinger and Schachter, 1999).
Это означает, что может существовать большая опасность того, что воспоминания о событии будут искажены, чтобы отвечать последующей интерпретации, устраняя тем самым объективность рассказа очевидца.
Такие рассуждения создают довольно-таки мрачную картину того, как пожилой человек может выступать в качестве очевидца в зале суда. Даже если основные моменты его свидетельства правильны (что вполне может составлять всю не-обходимую важную информацию), адвокат в состоянии с легкостью поставить это под сомнение, опираясь на слабость (что, в конце концов, не относится к делу) в воспроизведении деталей (тем самым нивелируя самооценку пожилого человека).
Куонг Си, Хоффман и Вуд (Kwong See, Hoffman and Wood, 2001) установили, что эксперты, как правило, оценивали свидетельские показания пожилых как менее достоверные (хотя они и не считали, что пожилые менее честны). Бримакомб и др. (Brimacombe et al., 1997) обнаружили, что в основном свидетельства пожилых очевидцев оценивались как менее надежные для наблюдателей (хотя они не ставят под сомнение правдивость пожилых людей). Тем не менее если люди читают показания, в которых манипулировали с возрастом свидетелей, то мнение о правильности обычно принимается на основании воспринимаемой точности показаний, а не на воспринимаемом возрасте очевидца.
Другими словами, именно содержание, а не стереотип свидетельских показаний пожилого человека может вызвать негативное мнение. Между тем Куонг Си и др. установили, что содержание показаний пожилых свидетелей было менее эффективным, потому что к ним относились как к малодостоверным.
Хотя все это представляет довольно печальную картину, следует подчеркнуть, что описанные эффекты являются лишь усредненными и неприменимы ко всем пожилым людям.