Воспроизведение текста

По причине того что воспроизведение текста тесно связано с лингвистическими процессами, эта тема рассматривается подробно в главе 4.Краткое изложение существующих данных: в принципе, в воспроизведении основных моментов истории («суть» текста) либо совсем нет возрастных различий, либо их относительно мало, но память на детали может ухудшаться, особенно у тех пожилых людей, которые имеют низкие результаты в тестах на интеллект. Тем не менее выявлен ряд случаев, когда это правило не работает, и заинтересовавшиеся читатели могут обратиться к соответствующему разделу в следующей главе.
Семантическая память
Можно было бы ожидать, что семантическая память сохраняется при старении достаточно в хорошем состоянии, потому что память на значения — это часть определения кристаллизованного интеллекта, которое считается инвариантным по отношению к возрасту (см. главу 2). В действительности кажется, что пожилые люди так же хороши, как молодые, если даже не лучше, в воспроизведении значений, содержащихся в семантической памяти (например, Camp, 1988; Fozard, 1980; Sharps, 1998).
Однако существует несколько замечаний. Во-первых, Крейк и др. (Craik et al., 1995) в своем обзоре литературы заключили, что в то время как для уже существующих воспоминаний это истинно, сохранение новых семанти- . ческих воспоминаний может быть несколько хуже. Кроме того, способность воспроизведения в семантической памяти может быть не столь хорошей в старости.
Например, Козора и Куллум (Kozora and Cullum, 1995) обнаружили, что создание примеров на отдельные семантические категории было менее эффективно у пожилых людей. По этому же поводу в главе 2 отмечалось, что у многих пожилых людей определения слов менее точные, даже если они правильные. Более того, Халтч и др. (Hultsch et al., 1992) в своем 3-летнем исследовании обнаружили значительное ухудшение в общем знании о международных событиях (наряду с ухудшениями в других видах памяти и интеллектуальных показателях). Однако в какой-то мере это мог быть эффект когорты.