Эпизодическая память

Эпизодическую и семантическую память часто сравнивают друг с другом, — не только потому, что в теоретических моделях они имеют общее происхождение, но и потому, что относительное сохранение семантической памяти недвусмысленно сравнивается с относительным ухудшением эпизодической памяти. Эпи-зодическая память уже определена как память о собственном опыте.Это касается не только воспоминаний о повседневном опыте, но также и воспоминаний об относительно искусственных, лабораторных задачах, таких как воспроизведение списков слов через какое-то время (т. е. заданий на ДВП, о которых упоминалось в начале этого раздела). Есть множество указаний на то, что выполнение таких заданий ухудшается с возрастом (например, Naveh-Benjamin et al., 2004).
Также известно, что результаты пожилых могут улучшиться, если использовать мнемонические подсказки на стадии запоминания и/или воспроизведения (например, при воспроизведении предъявлять начальные буквы слов из списка, необходимого для запоминания). Однако это помогает и молодым взрослым, и, как заметил Крейк (Craik, 2000) в превосходном обзоре литературы, еще не установлено, имеют ли мнемонические подсказки избирательное воздействие на пожилых (и соответственно, с помощью экстраполяции, существуют ли какие-либо ощутимые качественные особенности, связанные с изменениями при старении).
Также известно, что прием глюкозы может значительно улучшить работу эпизодической памяти (Riby, Meikle and Glover, 2004), но если мы не хотим получить популяцию пожилых диабетиков с хорошей памятью, пичкая пожилых виноградной жвачкой, как только им захочется припомнить что-либо особенно четко, то данный метод нам не подойдет.
Главная проблема, связанная с исследованием эпизодической памяти у пожилых, выражается в невозможности припомнить достаточное количество деталей, окружающих объекты, необходимые для запоминания. Часто это связано с проблемой памяти на сопутствующие обстоятельства (в сущности, памяти о контексте, в котором что-то было запомнено).
Например, Макинтайр и Крейк (McIntyre and Craik, 1987) дали участникам эксперимента задание запомнить новый набор «фактов» (на самом деле они были ложными, но правдоподобными фрагментами с точки зрения общей осведомленности испытуемых. Через неделю пожилые хорошо помнили факты как таковые, но намного уступали молодым при воспоминании о тех объектах, о которых они услышали впервые (т. е. во время предыдущей серии тестов).