Имплицитная память

Данные по имплицитной памяти свидетельствуют, что там нет никаких значительных возрастных различий или в худшем случае есть лишь незначительное снижение (Craik and Jennings, 1992; Fleischman et al., 2004; Gaudreau and Peretz, 1999; Light and Singh, 1987; Mitchell and Bruss, 2003; Salthouse, 1991b).Парк и Шо (Park and Shaw, 1992) утверждают, что в исследованиях, где были найдены возрастные различия, не было установлено, знали ли молодые участники, что они принимают участие в тесте на память, и не могло ли это знание повлиять на концентрацию их внимания на НДЗ-объектах.
Парк и Шо цитировали работу Лайта и Альбертсона (Light and Albertson, 1989), которые обнаружили, что если исключить из анализа осведомленных участников, то возрастное различие исчезает.
В собственном исследовании Парк и Шо не обнаружили никакого доказательства возрастных различий в задании на завершение слов, «невзирая на то, были ли осведомленные [участники] исключены или нет» (Park and Shaw, 1992, p. 632). Дженингс и Якоби (Jennings and Jacoby, 1993) продемонстрировали, что имплицитные воспоминания сохранялись, даже когда использовалось отвлекающее задание (хотя эксплицитные воспоминания ухудшались).
Однако некоторые вариации в заданиях на имплицитные воспоминания все- таки вызывают возрастные различия. Например, Харингтон и Халанд (Harrington and Haaland, 1992) давали участникам задание выполнить различные движения ру-кой. Они выполнялись либо в повторяющейся определенной последовательности, либо в произвольной.
Прогнозировалось, что регулярные повторения должны помочь имплицитной памяти намного больше, чем произвольные последовательности. Исследователи обнаружили, что это действительно так для молодых участников, но пожилые участники не продемонстрировали разницы между этими двумя вариантами действий. Это означает, что пожилые люди менее способны использовать имплицитную информацию. Однако заметим, что в другом исследовании установление эксплицитного порядка на физическое действие через организацию списка улучшало эксплицитную память на действие у пожилых людей (Norris and West, 1993).
Кроме того, как описывалось в главе 2, пожилые люди менее способны имлицитно усваивать, что цель в заданиях на зрительный поиск появляется в некоторых позициях гораздо чаще, чем в других. Однако этому противоречит наблюдение, что пожилые люди показывают те же результаты, что и молодые, когда регулярная предсказуемая последовательность стимулов в задании на время реакции замещается произвольной последовательностью (Howard and Howard, 1992).