Ухудшение способности использовать имплицитную информацию

В свою очередь, Макэвой и др. (McEvoy et al., 1992) обнаружили явное ухудшение способности использовать имплицитную информацию.В одном из экспериментов они давали участникам набор слов для запоминания и затем тестировали воспроизведение, используя подсказки (в данном случае слова, связанные по значению, например если НДЗ-слово было «масло», то подсказкой будет слово «хлеб»).
Для молодых участников вызов был хуже, если НДЗ-слово имело большое число потенциальных ассоциаций (например, «машина» имеет много ассоциаций, «базилика» — очень мало).
Таким же образом дело обстояло и для пожилых участников, но степень эффекта была значительно меньше. По мнению авторов эксперимента, полученные данные позволяют сделать вывод, что пожилые люди менее способны использовать имплицитные ассоциации.
Возможно, пожилым людям нужно больше времени, чтобы дать ответ (состояния без ответа зарегистрированы Макэвоем и др.). Следовательно, эффект имплицитных ассоциаций можно ослабить дополнительным временем обработки.
Несмотря на то что имплицитные воспоминания могут во многих случаях не подвергаться влиянию старения, существуют другие прецеденты, когда это не так (хотя это не является истинным для всех примеров одной и той же общей экспериментальной системы).
Это в определенной степени поддерживает предположение Солтхау- са (Salthouse, 1991b), что возрастные различия могут быть найдены в имплицитных воспоминаниях лишь для некоторых из материалов эксперимента (Cohen, 1996).
Тем не менее дело может быть и в том, что имплицитные воспоминания лучше сохраняются, когда участники должны просто получать информацию пассивно, а ухудшение происходит при условии, что для использования имплицитной информации должна быть проведена дополнительная обработка.
Другими словами, возрастные различия появляются, если обработка информации требует усилий, объем и уровень которых превышают общепринятые в психогеронтологии. Однако пока не будет собрано больше доказательств, это остается спорным вопросом.